В информационном потоке последних дней доминируют две взаимосвязанные волны: плач по провальным результатам экономики в январе и нарастание заявлений о мерах по ее поддержке со стороны ответственных товарищей. Если резюмировать, то главным виновником экономических потерь стало падение внутреннего спроса, прежде всего в промышленности, а большинство провозглашаемых мер соответственно нацелены на его поддержание. Вопрос только: они нацелены или уже поддерживают?
Относительно январских показателей поводов сокрушаться действительно хватает. Экономика в целом, согласно мониторингу Минэкономразвития, просела к январю 2008 г. на 8,8%, к декабрю – на 2,4%. Спасибо за это не надо говорить прежде всего промышленности, упавшей на 16%. Поспособствовали также спад в инвестициях, строительстве, замедление роста потребительского спроса.
Промышленники, по данным Аналитического центра при Правительстве России, главной причиной своей январской неудачи называют недостаточный спрос на продукцию на отечественном рынке (61%). Спорить нечего: нынешний спрос в самом деле бьет в нос. Но больше задевает вторая по значимости помеха, на которую указывают предприятия, – неопределенность экономической обстановки (51%). Ничего себе – Правительство за последнее время, кажется, все уши прожужжало о мерах поддержки экономики в целом и промышленности в частности. В том числе по поддержанию спроса.
Нацпроекты никто никуда не задвинул, Правительство вопреки кризису снова подтверждает их приоритетность и полное финансирование. Несколько десятков федеральных целевых программ ждет оптимизация по критерию эффективности. Что сегодня тем более верно, памятуя, каково было исполнение многих из них даже в докризисные времена. Взятые социальные обязательства государство тоже намерено исполнить без изъятий. С учетом наступающего дефицита бюджета к уже имеющимся немалым резервам оно мобилизует дополнительные. К примеру, некоторые госкорпорации должны вернуть Правительству пока свободные ресурсы объемом 260 млрд руб.
Это в целом. Но и частности выглядят красиво. Так, составлен список 295 системообразующих предприятий, которым государство окажет первоочередную и разнообразную поддержку в силу их экономической и социальной важности. Есть решение: при госзакупках отдавать приоритет отечественным поставщикам, даже если их продукция дороже иностранной.
Или пример еще более частного вспомоществования реальному сектору. У автопрома едва ли не самые плачевные показатели падения по промышленности. Вот вам, автопроизводители, повышение пошлин на импортные авто, госгарантии по кредитам, выделены дополнительные деньги на закупки федеральными структурами нашей автотехники, введено субсидирование процентной ставки банкам по кредитам, выдаваемым гражданам на покупку определенного перечня легковых автомобилей. И т.п.
Впрочем, какие, куда и кому средства выделяет государство, подробно нами уже писано. Вкупе это сотни миллиардов рублей прямой и косвенной поддержки. Вопрос: где отдача, где поддержание того самого спроса? Звонки на конкретные предприятия внесли некоторую ясность: да, говорят, продукцию отгружаем, только расплачиваются с нами в основном векселями, реальных денег нет.
Кстати, в той самой печальной статистике по январю есть светлые моменты. Это прирост относительно декабря 2008-го производства кокса (на 8,8%), железной руды (на 9,5%), стали (на 10,4%), чугуна (на 34,7%). Обозначился прирост производства и по товарам в химпроме. Некоторые эксперты полагают, что это результат не только некоего всплеска спроса на внешнем рынке, но и его оживления со стороны наших потребителей металлов и химии. Мол, после первого обморока от кризиса и использования имевшихся запасов сырья и материалов промпредприятия более высоких переделов почувствовали вкус к жизни. Более того, в ближайшие месяцы экономика может начать подниматься более широким фронтом.
Правда, чтобы затеплившийся спрос пошел в рост, от государства требуется не определять, а определить, не выделять, а выделить, не доводить, а довести. Пока дела у него явно не поспевают за хорошими провозглашенными мерами. Короче, по спросу и спросится.
Немного обнадеживающего. Ставший знаменитым своим предсказанием еще в 2006 г. нынешнего кризиса экономист Нуриэль Рубини нынче уверен, что после всех передряг экономика будет основана на сильном внутреннем спросе, внутреннем производстве, а не на зависимости от экспорта и что уже в 2010 г. мир возобновит рост. Спасибо ему за прогноз. А насчет актуальности внутреннего спроса – это мы, кажется, уже глубоко прочувствовали...