ФТС России в своем Письме от 20.01.2009 № 01-11/1665 «Об осуществлении валютного контроля в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим перемещения припасов» разъяснила, что отсутствие обязанности оформления паспорта сделки на вывозимые припасы не означает невозможность применять к ним меры валютного контроля.
В последнее время ФТС России уделяет особое внимание перемещению припасов, в частности, очередь дошла до уточнения способов контроля над зачислением экспортной выручки по внешнеторговым договорам, предусматривающим расчеты за вывозимые товары, помещаемые под таможенный режим перемещения припасов.
К СВЕДЕНИЮ
Припасы – это запчасти, принадлежности, оборудование, горюче-смазочные материалы и топливо, предназначенные для функционирования транспортного средства, осуществляющего международную перевозку товаров и пассажиров. Такие товары согласно ст. 264 Таможенного кодекса РФ перемещаются без взимания таможенных платежей. Контрактные обязательства между резидентами и нерезидентами РФ в отношении перемещения припасов возникают, как правило, в случае заправки (бункеровки) в России иностранного морского судна или закупки продовольствия для команды и пассажиров.
Такая необходимость вызвана тем, что уполномоченные банки на основании п. 3 Информационного письма Банка России от 06.03.2006 № 34 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного контроля» отказывают в оформлении паспортов сделок по подобным договорам.
Однако, по мнению ФТС России, это не является основанием для таможен сидеть сложа руки, а участникам ВЭД ощущать абсолютное спокойствие. Таможня может и должна запрашивать иные документы, такое право им предоставлено п. 2 и 3 Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 98 (далее – Правила).
ФТС России указала, что запрошенными в таких случаях могут быть «документы, подтверждающие зачисление выручки от реализации товаров, вывезенных в режиме перемещения припасов, и иные документы, которые непосредственно относятся к валютной операции». Очевидно, что такое определение достаточно пространно. Однако необходимо помнить, что таможня как агент валютного контроля далеко не всесильна и может запросить у резидента – участника ВЭД только те документы, которые перечислены в п. 4 ст. 23 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Среди них наиболее подходящими для данной ситуации являются документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций.
Срок представления запрашиваемых документов определяется таможней самостоятельно, но согласно п. 6 Правил он не может быть менее 7 рабочих дней.
Очевидно, запрос документов в отношении вывозимых припасов, обозначенный в данном Письме как право таможни, превратится в обязательную процедуру. Так что запасайтесь документами.