Президентский законопроект, способствующий рассмотрению судебных дел в установленные сроки и предотвращающий их затягивание, поступил на рассмотрение в Госдуму.
Сегодня к причинам, затягивающим разрешения гражданских дел, относится время бездействия судов в связи с необоснованно длительным (порой многомесячным) проведением назначаемых ими экспертиз. Волокита происходит, несмотря на ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», устанавливающую для всех без исключения обязательность постановлений и поручений федеральных судов. Аналогичные положения закреплены в ст. 13 ГПК РФ.
Экспертные учреждения часто игнорируют определенные судами сроки проведения экспертиз под предлогом загруженности, недостатка специалистов в штате, несвоевременной оплаты сторонами расходов на экспертизу. Эти причины в оправдание нарушений сроков проведения экспертиз с учетом практики Европейского суда по правам человека не могут рассматриваться в качестве уважительных, оправдывающих задержку судебного разбирательства (постановления Европейского суда по делу «Марченко против Российской Федерации» и по делу «Леффлер против Австрии»).
Часть 1 ст. 85 ГПК РФ и ст. 15 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусматривают исчерпывающий перечень случаев, когда эксперт может отказаться от производства экспертизы. Невнесение денег на счет экспертного учреждения за проведение экспертизы не является основанием для отказа в ее проведении. Поэтому факт неоплаты экспертизы не освобождает экспертное учреждение от выполнения возложенных на него судом обязанностей.
В связи с этим законопроект предусматривает возможность применения к экспертным учреждениям (к экспертам, получившим поручение на проведение экспертизы) в случае нарушения ими установленного судом срока проведения экспертного исследования штрафных санкций в размере до 5 тыс. руб.
Помимо этого предполагается введение ответственности оператора почтовой связи за некачественные услуги, предусмотренные п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, а именно за несвоевременное вручение судебных извещений адресатам и непредоставление суду оперативной информации о причинах невручения корреспонденции адресату. Это касается судебных извещений лиц, участвующих в деле, о времени судебного разбирательства в порядке, предусмотренном гл. 10 ГПК РФ.
Пункт 35 Правил оказания услуг почтовой связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221) предусматривает, что информация о невозможности вручения адресату направляемых судебных извещений и вызовов до определенного судом срока рассмотрения дела или совершения иного процессуального действия, совершение которого допускается только с извещением лиц, участвующих в деле, возвращается в суд лишь по истечении месяца и более после направления заказного почтового отправления, то есть за пределами месячного срока, предоставленного законом в ч. 1 ст. 154 ГПК РФ.
Таким образом, невостребованное своевременно адресатом извещение (почтовое отправление) и неоправданно долгое (за пределами установленного судом срока) несообщение об этом операторами почтовой связи суду фактически парализуют судебный процесс, способствуют его затягиванию. При этом законодательство не предусматривает никакой ответственности за это. Законопроектом предлагается устранить данный пробел. В результате Кодекс об административных правонарушениях в РФ будет дополнен отдельной статьей, предусматривающей ответственность операторов почтовой связи за нарушение сроков доставки и порядка вручения адресату судебных извещений (судебных повесток) или несвоевременное информирование суда о невозможности вручить корреспонденцию адресату. Штраф для должностных лиц составит до 1 тыс. руб., а для юридического лица – до 10 тыс. руб.