В Госдуму внесен законопроект, уточняющий процедуру учреждения и ликвидации коммерческих организаций. На него возлагаются грандиозные надежды: с одной стороны, он должен защитить учредителей – собственников бизнеса от недобросовестных поглощений, с другой – повысить эффективность мер принуждения к исполнению обязательств перед кредиторами при ликвидации компании.
Необходимость в корректировке законодательства, предусматривающего порядок учреждения и ликвидации организаций, назрела давно. Проблемы возникают, начиная с регистрации юридического лица в налоговых органах, процесса смены адреса, наименования, единоличного исполнительного органа и заканчивая исключением организации из госреестра юрлиц (далее – ЕГРЮЛ) по причине ликвидации.
Особое беспокойство вызывает существующая возможность безнаказанно отказаться от исполнения обязательств не только перед своими контрагентами. А способ простейший – ликвидация. Напомним о существующей чудо-норме, позволяющей это делать. В соответствии с п. 6 ст. 64 ГК РФ требования, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юрлица, считаются погашенными. Для ликвидации без уплаты долгов используются различные способы: от смены участников и уничтожения бухгалтерской документации (пожар, затопление и пр.) до нарушения процедуры опубликования сведений о ликвидации и сроков ее проведения.
При ликвидации организации все ее долги на основании чудо-нормы ГК РФ считаются погашенными. В связи с тем что правопреемство при ликвидации юрлица не возникает, возможность взыскания долгов отсутствует. В случае предъявления требований кредиторов в ходе ликвидации ликвидационная комиссия их, естественно, не признает, что также влечет их погашение. Обращение кредитора в суд с иском требует, как правило, больше времени, чем длится ликвидация. А после исключения организации из ЕГРЮЛ претензии предъявлять уже некому.
Для разрешения существующих проблем предлагается дополнить нормами, конкретизирующими обязанности и ответственность лиц, уполномоченных принимать решения о добровольной ликвидации, ГК РФ и законы, посвященные отдельным организационно-правовым формам, в частности акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью.
Ограничение в толковании отказных норм
Совершенствовать механизм учреждения организаций планируется с помощью уточнения процедуры регистрации юрлиц, реализуемой регистрирующими органами с превышением полномочий и с расширительным толкованием поводов к отказу в регистрации.
После вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон) учреждение новой компании должно осуществляться в уведомительном порядке. Отказать в регистрации организации могут всего в 3 случаях, перечисленных в ст. 23:
- непредставление необходимых для государственной регистрации документов;
- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- нахождение организации в стадии ликвидации.
В действительности же регистрирующий орган фактически проводит юридическую экспертизу документов, представляемых заявителем при госрегистрации. В случае несоответствия представляемых документов законодательству РФ регистрирующий орган отказывает в регистрации. Например, нередки случаи, когда такой отказ следует после выявления отсутствия кворума при принятии судьбоносного для организации решения.
Законопроект устанавливает за регистрирующим органом только право проверять поданные на регистрацию документы на предмет комплектности и соблюдения правильности заполнения утвержденных для регистрации форм документов.
Поводов к отказу станет больше
Помимо этого предлагается расширить перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
Кроме того, предусматривается введение института электронного сообщения о значимых событиях компании, таких как: изменение наименования, места нахождения юридического лица, лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, назначение или смена управляющей компании юридического лица, уменьшение уставного капитала, реорганизация и ликвидация юридического лица. Планируется печатное СМИ заменить электронным, доступ к которому в сети Интернет будет открытым. Подобная замена позволит любому заинтересованному лицу отслеживать изменения состояния любой компании. Кстати, неразмещение информации в электронном СМИ о существенных фактах жизни компании повлечет отказ в регистрации соответствующих изменений. Это еще один дополнительный повод к отказу в регистрации.
Новации ликвидации и ответственности
Вернемся к проблеме неправомерного, но пока законного способа ухода от обязательств. Существующий пробел, позволяющий недобросовестным участникам гражданского оборота оставить своих кредиторов за бортом, предлагается исправить путем детализации обязанностей лица, принимающего решение о ликвидации, и ответственности за их нарушение.
При добровольной ликвидации законопроектом вводится институт заявления о ликвидации. В него включаются сведения обо всех кредиторах, должниках и имуществе ликвидируемого лица.
Лица, подписавшие заявление, солидарно несут субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, возникшим до его подписания, если сведения об указанных обязательствах, кредиторах по обязательству или иных обстоятельствах, которые должны были содержаться в заявлении, отсутствовали полностью или частично либо были искажены.
Кроме того, уточняются положения, в соответствии с которыми ликвидационная комиссия (ликвидатор) не вправе заключать сделки и совершать действия, направленные на продолжение деятельности юридического лица. Ликвидационный орган вправе совершать только действия, направленные на завершение деятельности организации. Превышение полномочий приведет к возникновению у учредителей (участников) и кредиторов ликвидируемой организации прав потребовать возмещения убытков, причиненных совершением сделок ликвидационной комиссией.
Еще несколько слов об ответственности, которую планируют ужесточить в отношении участников (учредителей), руководителя и ликвидационной комиссии юридического лица.
Предлагается дополнить Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» статьей, устанавливающей солидарную ответственность членов ликвидационной комиссии (ликвидатора), если они не приняли решение о банкротстве при наличии к тому оснований, а ликвидировали организацию без учета норм о банкротстве. При этом ответственность наступит, только если данные лица знали о наличии признаков неплатежеспособности, установленных законом о несостоятельности (банкротстве), или об обстоятельствах, которые позволяют сделать вывод о неплатежеспособности юрлица, и не приняли решения о подаче заявления о признании должника банкротом.
Законопроектом расширяется перечень составов правонарушений в области нарушения законодательства о госрегистрации юридических лиц, в отношении которых может устанавливаться повышенный по сравнению с действующей редакцией размер штрафов. Также расширен перечень составов, влекущих назначение наказания в виде дисквалификации.
КоАП РФ дополняется новой ст. 14.36, предусматривающей ответственность учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа за неисполнение обязанностей по ликвидации юрлица в виде штрафа. Для граждан (учредителей и участников) штраф в размере 5 тыс. руб., а для должностных лиц организации – от 10 тыс. до 20 тыс. руб. За повторное правонарушение на должностных лиц будет наложен повышенный штраф (до 20 тыс. руб.) или они будут дисквалифицированы на срок от 1 до 3 лет.
* * *
Как скоро обновится гражданское законодательство в сфере регистрации коммерческих организаций, сказать трудно. Законопроект внесен в Госдуму только 18 февраля 2009 г. Единственное, что радует, так это то, что законодатель держит руку на пульсе предпринимательского сообщества и пытается реагировать на появляющиеся проблемы. Остается надеяться, что предложенный законопроект не будет отвергнут стараниями лиц, пользующихся пробелами законодательства, оставляя нас с вами и бюджет в целом с долгами, нереальными к взысканию.