Письмо Минфина России от 4 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-47

| статьи | печать

О применении ККТ, оснащенной электронной контрольной лентой, налогоплательщиками ЕНВД

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращения по вопросу применения контрольно-кассовой техники, оснащенной электронной контрольной лентой защищенной, плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и сообщает.

Согласно Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1, контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к амортизируемому имуществу четвертой группы (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно), срок ее использования должен быть не более 7 лет для каждой машины.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

В этих целях разработан комплекс мер, направленных на исключение возможности корректировки данных, накапливаемых контрольно-кассовой техникой, включая мероприятия по совершенствованию технических средств защиты информации в контрольно-кассовой технике, что позволит значительно увеличить легальную выручку от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также увеличить налоговые поступления за счет снижения потерь бюджета от использования устройств корректировки фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.02.2005 № 22-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина, в которой заявитель указывал, что приобретение контрольно-кассовой техники является для него непосильным бременем. Основанием для отказа явились положения ст. 34 Конституции Российской Федерации о реализации права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, которое зависит от способностей и имущественного положения самого гражданина.

Следует отметить, что согласно п. 5 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не освобождаются от обязанности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» даны разъяснения, согласно которым в целях соблюдения порядка общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов) организацией и индивидуальным предпринимателем должны исполняться положения Федерального закона, а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик контрольно-кассовой техники, и иные условия, определенные Правительством Российской Федерации на основании п. 1 ст. 4 Федерального закона.

В решениях Конституционного Суда Российской Федерации указывается, что применение контрольно-кассовой техники имеет многофункциональное значение и направлено на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины; применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. ТРУНИН