Госбуксир спешит на помощь

| статьи | печать

Правительство РФ планирует в апреле завершить консолидацию государственных активов в судостроительной отрасли путем создания Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

По информации Союза российских судовладельцев (СОРОСС), российские транспортные компании ежегодно размещают заказы на строительство судов на сумму свыше 1 млрд долл. А доля российских производителей в этом объеме заказов – менее 5%.

«Если говорить о главных причинах низкой конкурентоспособности продукции отечественного гражданского судостроения, то на первый план выходят застарелые «болячки» отрасли. В советские времена, когда ни о какой конкуренции с зарубежными верфями не могло быть и речи, российские заводы отставали по многим параметрам. Это прежде всего сроки проектирования и строительства судов, – считает президент СОРОСС Михаил Романовский. – Они зачастую в 2–3 раза дольше, нежели за рубежом, что в значительной степени является следствием слабой адаптации предприятий к рыночным условиям хозяйствования. Внутренний рынок монополизирован зарубежными конкурентами. Так, из 163 гражданских судов, построенных в последние 10 лет по заказам российских компаний, 132 создавались на зарубежных верфях».

Стоит ли удивляться тому, что при годовой стоимости фрахта морских судов за перевозку российских внешнеторговых грузов в 9–10 млрд долл. доля российских перевозчиков (судов под российским флагом) составляет лишь 4%.

В последнее время, правда, государство поворачивается лицом к отрасли и на самом высоком уровне сейчас решаются вопросы создания мощного холдинга – Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

На правительственном уровне приняты решения по определению будущего облика российского судостроения, в соответствии с которыми должны быть созданы 4 основные структуры: ОСК и 3 дочерних региональных центра – Северный, Западный и Дальневосточный.

Глава Минпромторга Виктор Христенко, выступая недавно с докладом в Совете Федерации, подчеркнул, что регистрационная работа по составу ОСК будет завершена в начале апреля.

Премьер Владимир Путин обратил внимание, что необходимо сконцентрироваться на проектах, либо важных для обеспечения обороноспособности, либо тех, которые могут принести ощутимую выгоду. При этом нужно создать морскую технику для добычи и транспортировки извлекаемых на шельфе углеводородов (по прогнозам, мировая добыча на морском шельфе составит 80–100 млрд долл. ежегодно).

Отставание в научно-техническом и технологическом развитии от передовых стран намечается преодолеть путем реализации ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 гг.». «Выполнение программы позволит к 2015 г. в 2,2–2,5 раза увеличить объем производства судостроительной продукции», – заявляет глава Минпромторга. Она предусматривает создание 138 НИОКР и 75 объектов капитального строительства. По расчетам министерства, программа обеспечит за 2009–2016 гг. поступление в федеральный бюджет налогов более 130 млрд руб. против 90 млрд руб., предусмотренных на госфинансирование программы.

По расчетам экспертов, общая стоимость нового гражданского флота до 2016 г. составит более чем 22 млрд долл.

Судя по последним данным Минпромторга, с учетом финансового кризиса до 70–80% инвестиций придется на долю федерального бюджета, что подтвердил и В. Христенко в своем выступлении в Совете Федерации.

По мнению генерального директора ГУП «Адмиралтейские верфи» Владимира Александрова, реализация такой крупномасштабной программы без поддержки государства невозможна. В доказательство он привел примеры. В частности, гарантии по зарубежным кредитам позволили развернуть на ГУП «Адмиралтейские верфи» строительство танкеров усиленного ледового класса дедвейтом до 40 тыс. тонн. И это успешно реализовано – по российским проектам и на российских верфях.

Но такие случаи единичны, говорит В. Александров, пока российские судостроители находятся на голодном финансовом пайке.

 

К сведению

Судостроительным лидером по итогам последних 2–3 лет в глобальном масштабе стала Южная Корея. Частные компании страны обеспечивают выполнение 42,73% новых заказов на строительство судов. Второе место занимает Китай, третье – Япония. На эти азиатские страны в 2008 г. пришлось около 87% всего мирового судостроения.

 

УСЛОВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СУДОВ
НА РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВЕРФЯХ

Параметр

Россия

Зарубежные страны с развитой судостроительной отраслью

Процентная ставка по кредиту

Более 10%

Менее 8%

Срок погашения кредита

Менее 6 лет

Более 10 лет

Дотации

Отсутствуют

До 30% цены

Налоги и пошлины

До 25% цены

До 12% цены

Необходимый объем собственных средств

Не менее 35–50% цены

Не менее 20% цены

Источник: Минпромторг РФ