Искусcтво внутреннего аудита

Повышение эффективности бизнеса приобретает приоритетное значение
| статьи | печать
Искусcтво внутреннего аудита

Во всем мире, включая Россию, заметна тенденция к изменению роли внутреннего аудита в системе корпоративного управления. Практически до последнего времени его деятельность определялась оценкой соответствия законодательным нормам, в первую очередь при составлении финансовой отчетности. Сегодня же от внутреннего аудита ожидают содействия в достижении целей бизнеса.

Внутренний аудит (ВА) – это деятельность по представлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности организации.

Он оценивает систему внутреннего контроля в части достоверности информации, соблюдения законодательства, сохранности активов, эффективности и результативности деятельности подразделений.

ВА проводит анализ управления рисками и предлагает методы их снижения. В задачи ВА входит также оценка соответствия системы корпоративного управления компанией корпоративному законодательству и принципам корпоративного управления.

В отличие от внешнего аудита, который служит в первую очередь интересам внешних заинтересованных сторон, внутренний аудит призван удовлетворять интересы советов директоров (комитетов по аудиту) и высшего исполнительного руководства компании.

То есть ВА предоставляет акционерам и менеджменту компании разумные гарантии того, что система внутреннего контроля эффективна, политики и процедуры соблюдаются, отчетность компании надежна и достоверна, активы должным образом защищены, поставленные цели своевременно достигаются.

Однако мировой кризис высветил ряд проблем в деятельности служб внутреннего аудита. Так, большинство компаний пропустили финансовые риски, не сумев их предотвратить. Отмечается рост мошенничества. Более остро встала необходимость контроля затрат и их оптимизации.

Сегодня появилась необходимость переосмыслить роль внутреннего аудита исходя из стратегических целей бизнеса и двигаться дальше. При этом кризис открывает большие возможности развивать профессионализм, эффективнее использовать старые и проверенные методы.

Акционеры в лице совета директоров, менеджмент компаний ожидают сегодня от служб внутреннего аудита риск-ориентированного подхода в реализации его деятельности и содействия в достижении стратегических целей, что не является задачей ВА в традиционном его представлении (см. схему 1). При этом службам внутреннего аудита предъявляются требования оптимальной результативности и эффективности деятельности при обеспечении ее качества на уровне передовой международной практики.

Трансформация функций внутреннего аудита в целях повышения его стратегической роли согласно международному исследованию в области внутреннего аудита, проведенному компанией «Эрнст энд Янг» в 2008 г., ведется по 3 направлениям: управление, персонал, а также инфраструктура и операционная деятельность (см. схему 2).

Необходимость переосмысления роли внутреннего аудита в системе корпоративного управления подчеркнула и Международная конференция «Внутренний аудит в России: на пути к успеху», организованная российским Институтом внутренних аудиторов.

Ее участники – члены советов директоров, руководители служб внутреннего аудита и внутреннего контроля российских компаний и банков, ведущие российские эксперты в области внутреннего аудита, представители ряда зарубежных компаний – обменялись практическим опытом и отметили возрастающую роль ВА в борьбе с мошенничеством и в обеспечении экономической безопасности компаний.

На повестке дня стоит также вопрос аудита информационных технологий, который имеет предпосылки выделиться в самостоятельное направление деятельности.

Однако основной вопрос, постоянно возникающий в деятельности внутреннего аудитора: как далеко я могу зайти?

Административное подчинение менеджменту компаний, с одной стороны, и функциональная независимость от него и отчетность только перед советом директоров – с другой, сохранение баланса между обеспечением разумных гарантий в отношении системы управления рисками и консультированием менеджмента по мероприятиям их снижения требуют от специалиста по внутреннему аудиту высоких профессиональных компетенций и коммуникативных навыков.

Руководствуясь в своей деятельности рекомендациями (методическими указаниями) Института внутренних аудиторов, служба ВА каждого предприятия всякий раз ищет свой путь оптимального решения стоящих перед ней задач. Во внутреннем аудите нет конкретных ответов, но существует несколько вариантов решений, так как слишком много факторов играют свою роль в каждом случае. Поэтому всегда имеется возможность выбрать свой путь.

Внутренний аудит – развивающаяся профессия, требующая творческого подхода. Поэтому и относиться к ней надо в большей степени как к искусству, обеспечивающему успех компании.

 

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Законодательное регулирование

Алексей Сонин, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Институт внутренних аудиторов»:

 

– Мало стран, в которых внутренний аудит регулируется законодательно, за исключением финансового сектора. В большинстве случаев регулирование осуществляется на уровне регулятора фондового рынка и фондовых бирж.

Вопрос, стоит ли законодательно регулировать ВА, обсуждается в рамках российского Института внутренних аудиторов. На сегодняшний день мы склоняемся к мнению, что в законодательстве должно быть определение понятия внутреннего аудита, может быть, в Законе об акционерных обществах. Пока же ни в одном российском законе (речь не идет о подзаконных актах) таких слов нет. И получается, что законодательно внутренний аудит в России как бы не существует.

Регулировать деятельность внутреннего аудита более глубоко на уровне обязанностей, постановки задач, методологии и т.п. представляется нецелесообразным. Это должны делать саморегулируемые организации со своими кодексами этики, стандартами.

Следует также учесть, что если обязательность создания службы внутреннего аудита прописать в законе, то существует риск, что она будет создаваться формально, что приведет к профанации ее деятельности, как это часто происходит сегодня с ревизионными комиссиями.

Мы считаем, что пришло время лоббирования внесения соответствующих изменений в законодательство и Институт внутренних аудиторов будет этим заниматься.