Иностранным инвесторам на заметку

| статьи | печать
Иностранным инвесторам на заметку

С мая прошлого года в России начал действовать Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – Закон № 57-ФЗ). Несмотря на это иностранные инвесторы, приобретающие акции российских АО, до сих пор в поисках ответа, подпадают ли такие сделки под действие вышеназванного Закона?

В первую очередь ответ зависит от стратегического значения общества и количества приобретаемых инвестором акций этого общества.

Получить информацию об обществе инвестор может в соответствующем министерстве, которое курирует сферу деятельности общества. Например, геологическое изучение недр и (или) разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения контролируется Минприродой России.

Либо воспользоваться своим правом, предоставленным ст. 8 Закона № 57-ФЗ, и обратиться за разъяснениями в антимонопольный орган. Последний способ потребует больше времени на получение ответа, поскольку антимонопольный орган будет запрашивать информацию об обществе в министерстве. Если ведомство даст положительный ответ о том, что АО является стратегом, то следующим шагом будет определение типа сделки. Дело в том, что не каждая сделка инвестора по приобретению акций стратега влечет для ее участников необходимость обращаться в антимонопольный орган.

Например, дополнительная эмиссия акций, проводимая между акционерами внутри компании-стратега, не подлежит предварительному согласованию с антимонопольным органом, если она не приведет к изменению соотношения голосов на общем собрании акционеров. Если в результате эмиссии появились новые участники (акционеры) или изменилось количество голосов, представленных акциями (долями) компании, то сделка имеет все шансы подпасть под действие Закона № 57-ФЗ.

Не должна согласовываться передача российскими акционерами друг другу пакета акций при условии, что они принадлежат к одной группе лиц, находящейся под российским контролем.

Любое согласование сделки с антимонопольным органом предусматривает обязательное направление ходатайства с приложением документов, указанных в ст. 8 Закона № 57-ФЗ. Нередко инвесторам необходимо согласовать несколько однородных сделок с одинаковым пакетом документов. Закон не запрещает проводить согласование в рамках одного ходатайства, содержащего полные сведения о каждой сделке.

Есть еще один нюанс: в соответствии со ст. 14 Закона № 57-ФЗ инвестор обязан информировать антимонопольный орган о приобретении 5% и более акций (долей), составляющих уставные капиталы стратегов. Следовательно, приобретение 3–4% не подлежит обязательному уведомлению. Возникает вопрос: если инвестор в течение 2 месяцев приобретает ежемесячно по 4% акций, должен ли он информировать антимонопольный орган? Четкого ответа на него в Законе № 57-ФЗ нет. Поэтому требуются дополнительные разъяснения либо уточнения к Закону, поскольку у инвестора появляется возможность в течение года приобрести над стратегом контроль.

Неурегулированными остаются и процедура отчуждения пакета акций инвестором, не имеющим право им владеть, и порядок предоставления сведений о наличии в обществе, акции которого обращаются на бирже, доли иностранного капитала.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время Федеральной антимонопольной службой России активно обобщается практика применения Закона № 57-ФЗ и по итогам этой работы будут подготовлены предложения о внесении изменений в законодательство об иностранных инвестициях.

 

СПРАВКА

Эмиссия ценных бумаг – последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, которое может повлечь увеличение или уменьшение количества акций.