Все-то у нас в экономике разладилось, прогнозы мрачнеют, за ними – предприятия и граждане. Все так. Однако кризис ведь он мировой, достается всем. Но по-разному. Полезно вокруг посмотреть. Может, не себя, а других жалеть надо.
Исследование о влиянии кризиса на развивающиеся страны и государства с переходной экономикой представил Центр стратегических разработок (ЦСР). Ценно то, что этот труд содержит прогнозы социально-экономического развития на текущий год. Правда, с одной оговоркой.
Говоря о годовой перспективе мировой экономики в целом, по отдельным регионам и странам, ЦСР опирается на прогноз МВФ, сделанный еще в ноябре 2008-го. Но недавно фонд обновил свое видение перспектив, и далеко не в лучшую сторону. В частности, прирост мирового ВВП он урезал с 2,2% до 0,5. Потому и прогнозные данные ЦСР по отдельным государствам в реальности могут оказаться куда хуже.
Общий вывод относительно стран с развивающимися и переходными экономиками пока благоприятнее, нежели для развитых государств, что отражено на графике. Однако это «скопом», а по отдельности у каждой страны своя судьба. Крепче всего от кризиса досталось государствам с минусовым сальдо платежного баланса и большой зависимостью от иностранных инвестиций. В первую очередь это касается стран Балтии и Восточной Европы, а особняком среди них названы Латвия и Венгрия.
Перед Латвией вообще маячит дефолт. Государство и население в докризисные годы набрали долгов около 40 млрд долл. (при госрезервах в 4 млрд долл.), что равно 134% национального ВВП. Особенно надо посочувствовать простым гражданам, на которых падает 125% этой суммы (почти 80% потребкредитов – в евро) и которым в ближайшие годы грозят массовые банкротства, а в текущем году – рост безработицы до 9% экономически активного населения (6,7% – в 2008-м). Внешний долг хотя и снизился в прошлом году до 129,2% ВВП, в текущем по прогнозу вновь поднимется – до 138%.
Среди стран Центральной и Восточной Европы самые высокие риски в краткосрочной перспективе несет Венгрия, за которой выстроились Румыния и Болгария. Вопрос не только в размере внешних долгов относительно ВВП (к примеру, в Венгрии это 106,4% в 2008 г. с прогнозом увеличения до 115,8% – в текущем), но и в способности их обслуживания. А какое у кого по оценке было сальдо счета текущих операций в 2008 г., видно из диаграммы. Здесь уместно напомнить, что из России за прошлый год в чистом виде сбежало 130 млрд долл., а в плюсовой зоне – мы да Германия.
К общей для стран ЦВЕ проблеме бегства капиталов и привлечения новых пристраивается еще одна: почти 80% банковского капитала здесь контролируется западными финансовыми группами. Понятно, чьи экономики они заинтересованы поддерживать в условиях острой нехватки ликвидности. Как тут не вспомнить жесткие ограничения по участию западного капитала в российской банковской системе. Кстати, из огромных прибылей, которые наши банки «наварили» на валютных спекуляциях за время девальвации рубля, реально за рубеж отправилось только 15%...
Отдельно стоит сказать об Украине. Ситуация в экономике там очень тяжелая, тоже попахивающая дефолтом. В частности, ЦСР указывает на «колоссальный дефицит счета текущих операций»: в 2008 г. в размере 7,5% ВВП с прогнозом роста до 9,7% в 2009-м.
Но вспомнить об Украине полезно вот еще почему: она, как и Россия, сильно зависит от сырьевого экспорта – мы от нефти, Украина от металлов и металлоизделий. В последние годы мировые цены на них росли впечатляющими темпами. Во второй половине 2008 г. они столь же впечатляюще обвалились: на нефть в три с лишним раза, на сталь – на 65%. Разница в том, что мы упали на пухлую подушку своих международных резервов и других немалых загашников в виде фондов, а Украина соломки себе не подстелила. Теперь МВФ одним из условий выделения ей кредита (16,4 млрд долл.) выставляет создание стабфонда объемом 40 млрд гривен. Другие условия традиционны: отменять, ужесточать, стабилизировать, замораживать.
Однако в очереди на вспомоществование от МВФ и других международных организаций не только Украина. «Соломки» же на всех не хватает. По прозвучавшим данным, в кошельке фонда – около 370 млрд долл., что меньше даже наших изрядно похудевших международных резервов. Правда, на днях Япония согласилась одолжить ему 100 млрд долл.
Исключение. По экономике Грузии больший удар нанес не мировой кризис, а августовская война с Россией. За 2008 г. внешний долг этой кавказской республики вырос на 50,3% – до 2,7 млрд долл. Главные кредиторы – МВФ, ВБ, АБР. Увеличился ее долг до 531,3 млн долл. и перед странами-кредиторами. Самые крупные среди них – Германия и… Россия. А вы думали – США?