Управление результативностью – это система регулярных измерений результатов деятельности программ, организаций или отдельных лиц с целью использования полученной информации для улучшения предоставления услуг.
Управление результативностью представляет собой относительно новую стратегию улучшения общественных услуг, утверждает заведующий кафедрой экономики города и муниципального управления ГУ–ВШЭ Александр Пузанов. Это использование данных о результатах работы с целью принятия обоснованных решений, повышения подотчетности и прозрачности муниципальной власти.
Пример из зарубежной практики. Действующая 6-й год в округе Монтгомери (штат Мэриленд, США) система отчетности в сфере здравоохранения и социального обслуживания позволяет каждый бюджетный доллар направлять на улучшение жизни населения. В итоге муниципальные служащие не отводят глаз от любого ребенка или взрослого гражданина, относящегося к социально уязвимой категории общества, и всегда могут сказать, что муниципальное образование сделало для них все, что можно было осуществить при имеющихся в его распоряжении ресурсах. Ежегодные отчеты местной власти показывают, как социальные программы вносят реальные изменения в жизнь людей, делая ее безопаснее, а людей – более самодостаточными.
Если вы не измеряете результаты, вы не сможете отличить успех от неудачи. Если вы не видите неудачи, вы не сможете ничего исправить. Если вы не видите успех, вы не сможете его вознаградить. Если вы не видите успех, то ничему и не научитесь на его примере. Дэвид Осборн и Тед Геблер, американские исследователи
|
За 5 лет по программе управления результативностью в сфере предоставления социальных услуг детям и социально уязвимым взрослым стабилизирован на уровне 2,4 на 1000 единиц такой показатель качества жизни, как процент выявленных случаев плохого обращения с детьми в семье или отсутствия ухода за ними, и уменьшен показатель отсутствия ухода за людьми старше 65 лет – с 24,3 случая до 23 на 10 тыс. жителей. Одновременно сократился процент семей, вновь попавших в поле зрения местных властей и общественности за плохое обращение с детьми или плохой уход за ребенком в течение года после получения муниципальной услуги. Снижение рецидивов говорит о том, что предоставляемые местными органами услуги позволяют повысить степень безопасности детей в семье.
Исследования по управлению результативностью в данной сфере публичных услуг, оказываемых местной властью, показали, что 70% проявлявших насилие лиц изменили поведение при помощи программы предоставления социальных услуг детям и социально уязвимым взрослым, а 85% жертв домашнего насилия смогли обеспечить себе безопасные условия проживания после того, как покинули социальный приют.
Муниципальная программа «Услуги детям, молодежи, семьям, социально уязвимым взрослым» в округе Монтгомери продолжает действовать, поскольку обеспечивает безопасное проживание детей и людей, неспособных ухаживать за собой. По первоначальной задумке ее миссией было обеспечить долговременную стабильность для безнадзорных детей, которые не могут быть возвращены в семьи. Потом она пополнилась подпрограммой социализации детей и молодежи после пребывания в приюте, а затем расширила сферу действия и на пожилых людей, требующих ухода.
В отношении детей «индивидуальный долгосрочный план» по каждому ребенку из неблагополучной семьи предусматривает возможность возвращения его в семью в течение 15 месяцев с начала предоставления ему и его семье социальной услуги либо лишения родительских прав его отца и матери и последующего в течение 24 месяцев его усыновления родственниками или другой семьей. Тем самым ребенок избавляется от долгого пребывания во временном приюте (приютах) и направляется в постоянный дом – родительский или усыновителей.
Приведенный пример муниципальной практики управления результативностью позволяет сделать вывод о том, что регулярный мониторинг (хорошая информированность и/или осведомленность) о ходе реализации и результатах программы служит основой повышения уровня и качества оказываемых общественных услуг.