Финансовая отчетность любого предприятия включает 2 основные части. С одной стороны, результаты операционной деятельности, отражающие доходы, расходы, а также прибыль или убытки, а с другой – состояние активов, показывающее наличие и движение имущества компании.
В государственной отчетности роль операционной деятельности выполняет бюджет. Его исполнение контролирует Федеральное казначейство. Оно отслеживает ручейки муниципальных бюджетов, вливающиеся в реки бюджетов регионов, которые, объединившись со средствами федерального центра, впадают в море консолидированного бюджета России.
В целом это вполне стройная система. Исключение составляют лишь некоторые переброски расходов в непрофильные статьи. Например, затраты на государственную границу Минфин почему-то включает в расходы на развитие экономики. Но по крайней мере большая часть бюджета и его главные показатели открыты для граждан страны.
Чего нельзя сказать о второй части госотчетности – активах нашей державы. Счетная палата недавно попыталась проверить госимущество на федеральном уровне и пришла к плачевному выводу: «В России нет точных сведений о составе и объемах имущества государственной казны, что не позволяет выработать систему управления им».
Информационное взаимодействие между различными органами власти, уполномоченными распоряжаться активами в различных отраслях экономики и социальной сфере на федеральном уровне, считают аудиторы, полностью отсутствует. Проще говоря, правая рука государства не знает, что творит с госимуществом левая.
Природные богатства, которыми славится наша страна, годами, а иногда десятилетиями находятся в тумане неведения. Сроки поступления в Росгеолфонд геологической отчетности зачастую составляют от 3 до 10 лет с момента окончания разведочных работ...
Росимущество – орган, специально созданный для управления предприятиями, в которых есть акции и паи государства, – не считает нужным представить на сайте даже их реестр. О том, чтобы получить отчет о финансово-экономической деятельности чиновников в различных компаниях, просто мечтать не приходится. И рулят они общенародным имуществом в полном мраке.
Завеса тайны распростерлась над госактивами от Москвы до самых до окраин. К примеру, на сайтах столицы или Приморского края можно найти сведения об истории регионов, положении в экономике, даже о бюджете. Но ни слова о том, каким имуществом распоряжается администрация регионов.
Для того чтобы вывести госимущество из темноты неизвестности, нужно законодательно обязать все органы власти формировать отчетные балансы, отражающие не только движение бюджета, но и состояние их активов. Причем необходимо создать сквозную систему отчетности, охватывающую все уровни власти подобно госбюджету. И обязательно включить туда все государственные предприятия, в том числе госкорпорации.
Такой подход позволит решить ряд важнейших проблем.
Во-первых, появится реальная возможность контроля имущества разных уровней власти и оценки эффективности его использования.
Во-вторых, предпринимательское сообщество получит информацию об активах, которые можно использовать для ведения бизнеса и в дальнейшем выкупить в собственность.
Наконец, можно будет сопоставить госимущество с функциями, выполняемыми государством, и определить ту часть активов, которые нужно оставить власти. Пока, по оценке экспертов, наше государство владеет (а на деле – чиновники распоряжаются) 75% имущества страны. Опыт же развитых стран показывает, что для выполнения публичных функций государству достаточно 25%.
Более подробно мнение законодателей, представителей бизнеса, власти и экспертного сообщества о возможностях вовлечения госимущества в хозяйственный оборот читайте в статье «Долю госимущества нужно планомерно сокращать» («ЭЖ» №5, 2009).