«Зависший» налоговый платеж

| статьи | печать
«Зависший» налоговый платеж

В сегодняшних условиях вероятность задержки банком платежей возрастает. Столкнувшись с задержкой, в частности, налоговых платежей, попробуем разобраться, чем это может грозить несчастному клиенту и как ему быть в этой непростой ситуации.

Представим себе ситуацию: у налогоплательщика открыт расчетный счет в банке, на котором размещена некая сумма средств, часть из которых он намеревается направить в счет уплаты налогов. В установленные налоговым законодательством сроки добросовестный налогоплательщик приносит платежное поручение в банк, в соответствии с которым деньги с расчетного счета списываются, но до бюджета не доходят. Кстати, аналогичная ситуация может произойти и с контрагентом по договору. Что в этой ситуации делать налогоплательщику? Как доказать свою благонадежность и добросовестность?

Для начала сделаем важное уточнение: налогоплательщик свою обязанность по уплате налогов в бюджет РФ исполнил.

 

К СВЕДЕНИЮ

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

 

Банк обязан исполнить поручение налогоплательщика на перечисление налога в течение 1 операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено положениями НК РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (ст. 60 НК РФ).

В противном случае ответственность за своевременное перечисление сумм налогов несет непосредственно банк (п. 4 ст. 60 НК РФ).

В соответствии со ст. 133 НК РФ за нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении, в частности, налога (сбора) влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки от суммы, подлежащей к уплате в бюджет.

При этом неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБ РФ с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности (п. 4.1 ст. 60 НКРФ).

В случае невозможности исполнения поручения налогоплательщика банк обязан на следующий день, после того как истек срок исполнения поручения, сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику (п. 3.1 ст. 60 НК РФ).

 

Как быть налогоплательщику?

Для начала необходимо запастись подтверждением того, что обязанность по уплате налогов плательщиком исполнена. Сделать это можно, представив в налоговый орган копию платежного поручения о перечислении соответствующей суммы налога, заверенную печатью банка. Для того чтобы налоговики не сомневались в платежеспособности самого налогоплательщика, в доказательство можно представить справку об остатках денежных средств на счете. После этого никаких претензий со стороны налоговой службы быть не должно.

 

Теория и практика расходятся...

Однако, как показывает практика, действительность далека от теории: не всегда налоговики готовы терпеть задержку уплаты налогов. По прошествии месяца-двух инспекторы всячески пытаются сделать все возможное, чтобы исполнить обязанность по удержанию платежей в бюджет. Поэтому ожидания переходят в настоятельные рекомендации со стороны налогового органа (в виде писем в адрес налогоплательщика): отозвать из проблемного банка поручение на уплату налога и перечислить эту сумму через другой банк.

Возникает дилемма: как быть? Пойти на поводу у налоговиков или все же стоять на своем и ожидать завершения проблем своего банка? Рассмотрим оба варианта с точки зрения возможных последствий.

Отзываем платеж из банка

Избрав этот путь, следует помнить, что согласно подп. 1 п. 4 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае отзыва налогоплательщиком неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ.

Представим, что у клиента расчетный счет открыт только в одном банке, значит, его согласие по отзыву платежного поручения влечет за собой открытие нового расчетного счета в другом банке с заключением договора банковского счета. Для этого требуется время и если налогоплательщик им не располагает, так как срок уплаты налога уже истек, то уплаты пеней ему не избежать. Напоминаем, что после открытия расчетного счета в банке организация в течение 7 дней обязана сообщить об этом в письменном виде в налоговый орган по месту нахождения[1].

 

Буква закона

Статья 75 НК РФ

Под пеней понимается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

 

Не отзываем платеж

Если налогоплательщик отказывается отзывать свои платежные поручения на уплату из проб­лемного банка, считая, что он свою обязанность по уплате налогов выполнил, и игнорируя настоятельные рекомендации налоговиков, то он имеет на это полное право.

С 1 января 2009 г. ст. 59 НК РФ[2] дополнена пунктом, согласно которому суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, но не перечисленные банками в бюджет РФ, признаются безнадежными к взысканию и списываются в общеустановленном порядке, если указанные банки ликвидированы. Данная норма применяется также к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанных со счетов организаций, но не перечисленных банками в бюджет до 1 января 2009 г.[3]

КАК ЭТО БЫЛО

До появления изменений в ст. 59 НК РФ налоговые органы не признавали обязанность налогоплательщика по уплате налога исполненной, если деньги перечислялись через проблемные банки и в бюджет не попадали. Однако суды в этой ситуации вставали на защиту добросовестных налогоплательщиков (постановления Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 № 6928/06, ФАС Северо-Западного округа от 07.03.2007 № А56-5883/2006 и др.).

 

Анализируя новую норму ст. 59 НК РФ, следует обратить внимание на ключевой момент: кредитная организация должна быть ликвидирована.

Напомним, что согласно Закону от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» ликвидация кредитной организации осуществляется в порядке, определенном ст. 23–23.4 данного Закона, и считается завершенной, а кредитная организация – прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. До этого списать зависший платеж как безнадежный долг не получится.

Для налогоплательщика это означает, что задолженность так и будет числиться на его карточке в налоговом органе, пока не будет списана.

А значит, налогоплательщик не сможет получить «чистую» справку по налоговой задолженности[4], следовательно, не сможет осуществлять некоторые виды деятельности, для которых необходимо наличие этого документа.

Например, это касается деятельности на рынке производства и оборота алкогольной продукции[5]. Справка также требуется для участия в размещении заказа на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд путем проведения торгов[6], для заключения крупного контракта.

* * *

К сожалению, универсального ответа на вопрос, как поступить в ситуации, если платеж завис в проблемном банке, нет. В каждом конкретном случае надо разбираться отдельно и для принятия правильного решения взвешивать все «за» и «против». Если ваша организация столкнулась с просрочкой налоговых платежей и есть вопросы, эксперты «ЭЖ» готовы на них отвечать. Для этого изложите свою ситуацию подробно в «Консультационном талоне» и пришлите в редакцию.

 _________________________

[1] Сообщение об открытии счета оформляется по форме, установленной Приказом ФНС РФ от 17.01.2008 N ММ-3-09/11@.

[2] Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3] Пункт 8 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ.

[4] Порядок оформления справки установлен Приказом ФНС России от 23.05.2005
№ ММ-3-19/206@ «Об утверждении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методических указаний по ее заполнению».

[5] Статья 12 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

[6] Статья 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».