Ко второму чтению в Госдуме подготовлен законопроект, посвященный совершенствованию механизмов разрешения корпоративных конфликтов и направленный на совершенствование действующего процессуального законодательства, а также законодательства, регулирующего правовое положение хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов.
Проектом предполагается внести изменения и дополнения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и ряд федеральных законов, в частности, касающихся государственной регистрации юридических лиц, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, производственных кооперативов, сельскохозяйственной кооперации, рынка ценных бумаг и пр.
Основная задача законопроекта – предоставление лицам, участвующим в корпоративном споре, права и законные интересы которых могут быть нарушены, широких возможностей вступления в дело, рассматриваемое арбитражным судом.
Сегодня действующее законодательство позволяет недобросовестным субъектам предпринимательской деятельности внешне законными средствами осуществлять так называемые корпоративные захваты.
Несмотря на то что действующий АПК РФ (п. 4 ч. 1 ст. 33) относит все дела по спорам, связанным с деятельностью хозяйственных товариществ и обществ (за исключением трудовых споров), к подведомственности арбитражных судов, к подведомственности судов общей юрисдикции до сих пор отнесены споры с участием лиц, занимающих должность единоличного исполнительного органа хозяйственного общества.
В связи с этим предполагается дополнить перечень категорий корпоративных споров, относящихся к специальной подведомственности арбитражного суда, спорами, связанными с назначением (избранием), прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих (входивших) в состав органов управления и контроля юридического лица.
Кроме того, АПК РФ будет дополнен новой ст. 33.1, содержащей понятие корпоративных споров через уточнение перечня категорий лиц, участвующих в споре, и направленности самого спора.
В частности, предусмотрено, что спор является корпоративным, если вытекает из деятельности юридического лица и связан с управлением либо участием в нем, в том числе с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооперативов, установлением обременений на них, реализацией вытекающих из них прав, и возник между юридическим лицом и его участниками (учредителями, акционерами, членами), лицами, входящими в органы управления и контроля, в том числе ревизионные комиссии, в коллегиальные исполнительные органы, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа или ревизора юридического лица, держателем реестра владельцев ценных бумаг, депозитарием, органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг, и иными лицами.
Всего законопроектом предлагается 5 категорий дел, имеющих признаки корпоративного спора.
В целях предотвращения инициирования тесно связанных между собой корпоративных споров в различных судах предусматривается введение в процессуальное законодательство правил об обязательном соединении в одно производство связанных между собой требований, вытекающих из корпоративных отношений.
Ввиду специфики корпоративных споров предусматривается дополнение АПК РФ новой гл. 281 «Рассмотрение корпоративных споров», содержащей специальные нормы, регулирующие их.
Также, для того чтобы воспрепятствовать затягиванию дел, вытекающих из подобных споров, вводится специальный порядок обжалования определений, принимаемых арбитражным судом в ходе рассмотрения дела.
Наконец, законопроектом предлагается закрепить механизмы, обеспечивающие инициирование и рассмотрение корпоративных споров, в которые вовлечено большое количество истцов.
Кроме того, к подведомственности арбитражного суда хотят отнести споры, возникающие в связи с участием в кооперативах и некоммерческих организациях в форме некоммерческих партнерств, ассоциаций, союзов, фондов, кредитных потребительских кооперативов, негосударственных пенсионных фондов.
Предусматривается включение в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» нормы о сокращенных сроках исковой давности по искам о признании недействительными актов государственной регистрации юридических лиц, в том числе при их реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы.