На протяжении всего периода муниципальной реформы неоднократно вносились законодательные инициативы, направленные на радикальное усиление влияния региональных властей на органы местного самоуправления. Однако до последнего времени подобные инициативы исходили от групп депутатов и не оказывали существенного влияния на результаты законотворчества.
Инструменты предлагались различные. Например, перераспределение ключевых полномочий, а значит, и ресурсов (например, земельных) в пользу субъектов Федерации либо существенное ограничение федеральных гарантий местного самоуправления применительно к региональным столицам.
Одна из последних инициатив появилась при подготовке принятого в декабре Закона (от 25.12.2008 № 281-ФЗ) и предусматривала наделение высшего должностного лица субъекта Федерации правом инициировать отзыв главы муниципального образования. Но в ходе рассмотрения поправки были сняты. Судя по всему, это был лишь пробный шар.
Теперь ситуация иная. Новый законопроект внесен Президентом РФ, а потому велика вероятность его скорого принятия. То, как изменятся после этого реальные условия функционирования муниципальной власти, может показать только практика.
Однако уже сейчас можно констатировать, что, не решая реально назревшие проблемы местного самоуправления, в особенности финансовые, имущественные, федеральная власть инициирует действия, направленные в первую очередь на усиление подконтрольности руководителей муниципальных образований.
Например, принятые в конце прошлого года федеральные законы от 25.11.2008 № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием организации местного самоуправления» и от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не только не внесли ясности в механизмы, в частности, развития системы финансирования муниципальных образований на перспективу, но и даже не легитимизировали инструменты межбюджетных отношений, которые сложились в переходный период Закона о местном самоуправлении. В результате концептуальные наработки прошлых лет в 2009 г. автоматически теряют силу.
Новый законопроект при условии его принятия завершает полномасштабную муниципальную реформу достройкой вертикали власти до муниципального уровня. Он вводит новый правовой институт удаления главы муниципального образования, причем во внесудебном порядке. При этом сохраняется существующий институт отрешения от должности главы в качестве меры его ответственности перед государством.
По законопроекту инициатива «удаления в отставку» может принадлежать как группе депутатов представительного органа муниципального образования, так и высшему должностному лицу субъекта Федерации – губернатору. Причем соответствие ст. 12 Конституции РФ оказывается под большим вопросом: пределы самостоятельности местного самоуправления внутри СВОЕГО ведения значительно снижаются.
Уже появившиеся отклики на президентскую инициативу показывают, что региональные власти вполне готовы испробовать инициируемый механизм на практике. Становится очевидным, что предложенные новации затронут не только муниципальный уровень, но и повлияют на политическую жизнь страны в целом. Не случайно на вопрос журналистов о том, что будет в ситуации, когда мэр находится в конфликте с губернатором по причине разной партийной принадлежности, председатель Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин заявил: «Легкую жизнь еще никто не обещал».
Поэтому экспертное сообщество настаивает на проведении парламентских слушаний по законопроектам, имеющим большое общественное звучание и важное институциональное значение.