В Государственную Думу поступил президентский законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он предусматривает «удаление главы муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации».
Законопроект подготовлен в целях реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г., касающихся предоставления представительным органам муниципальных образований права более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности глав муниципальных образований.
В связи с этим предлагается дополнить Закон о местном самоуправлении от 06.10.2003 № 131-ФЗ новой ст. 741 и установить порядок и основания удаления главы муниципального образования (МО) в отставку по решению представительного органа. Предусматривается, что местные депутаты вправе будут удалить местного главу в отставку по собственной инициативе или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
По действующему законодательству глава МО избирается на прямых местных выборах либо представительным органом местной власти из своего состава. Досрочное прекращение его полномочий возможно по различным причинам. Законом предусмотрено 11 мотивов, в том числе отрешение от должности высшим должностным лицом субъекта Федерации. Основания для правового акта регионального руководителя тоже перечислены в Законе. Теперь предлагается дополнить действующий Закон таким основанием для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, как удаление в отставку.
По действующему порядку «неправедные» с точки зрения губернатора действия муниципального главы должны быть установлены судом. Как показала практика, процедура эта довольно канительная и достаточно скандальная. Ведь надо соблюсти положения ст. 74 Закона о местном самоуправлении. В частности, срок, в течение которого глава региона издает правовой акт об отрешении от должности главы МО или главы местной администрации, «не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда». И тяжбы между губернатором и отрешаемым им от должности муниципальным руководителем тянулись месяцами, поскольку каждая сторона имеет право на подачу кассационной жалобы в суды высшей инстанции.
По законопроекту основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку могут служить решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 «Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления» Закона, а также иные действия (бездействие), в том числе неисполнение в течение 3 и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных п. 2, 3 и 5 ч. 4 ст. 36 «Глава муниципального образования» Федерального закона и уставом МО, и (или) обязанностей по осуществлению отдельных государственных полномочий.
В случае выдвижения инициативы об удалении местного главы в отставку местными депутатами об этом уведомляются глава муниципалитета и высшее должностное лицо субъекта Федерации. Если при рассмотрении этой инициативы предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и (или) действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона, решение об удалении главы МО в отставку может быть принято только с согласия высшего должностного лица субъекта РФ.
Предлагается инициативу депутатов представительного органа МО или высшего должностного лица субъекта Федерации об удалении муниципального главы в отставку рассматривать представительным органом в течение одного месяца со дня поступления соответствующего обращения. Решение об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа.
Законопроект предусматривает гарантии прав главы МО при рассмотрении вопроса об удалении его в отставку. Так, он должен быть заблаговременно уведомлен о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомлен с обращением депутатов представительного органа или высшего должностного лица субъекта Федерации. Помимо этого, ему предоставляется возможность дать депутатам объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для удаления в отставку. Глава МО вправе письменно изложить свое особое мнение, которое подлежит опубликованию (обнародованию) вместе с названным решением.
Если инициатива депутатов или губернатора об удалении местного главы отклонена представительным органом, она может быть вынесена на повторное рассмотрение не ранее чем через 1 месяц со дня проведения заседания представительного органа, на котором рассматривался указанный вопрос.
Одновременно предлагается дополнить ст. 35, 36, 37 действующего Закона положениями, расширяющими полномочия представительного органа и обязывающими глав муниципальных образований и глав местных администраций ежегодно отчитываться в представительном органе МО о своей деятельности.
Предложения по законопроекту принимаются в Госдуме до 10 марта.
К СВЕДЕНИЮ
Европейский клуб экспертов местного самоуправления передал свои предложения по законопроекту в соответствующие комитеты Совета Федерации и Государственной Думы ФС РФ, Общественную палату России, Министерство регионального развития России.