Рынок перевозок переживает кризис. Многие транспортные логистические компании не выдерживают вынужденного снижения стоимости своих услуг. Сокращение объемов производства и объемов перевозок не добавляет им оптимизма.
Снижение ставок и тарифов
Общее снижение импорта в IV квартале 2008 г. было немного компенсировано незначительным обычным предновогодним ростом перевозок. Это еще удерживало ставки перевозчиков на уровне или чуть ниже среднегодовых. Но ожидаемое падение объемов заказов, традиционное для I квартала каждого нового года, дополненное кризисом, уже с конца ноября дало толчок к снижению ставок.
В декабре стоимость услуг и тарифы перевозчиков вместо традиционного роста понизились от 5 до 10% практически по всем направлениям, в январе еще на 5%. Эксперты полагают, что значение кризисных ставок сохранится вплоть до середины III квартала 2009 г.
Такая тенденция довольно быстро приведет к остановке многих перевозчиков и даже к их закрытию. Так, уже более 28 из лично знакомых автору компаний-перевозчиков (156 автомашин) частично или полностью уволили своих водителей или остановили работу до лучших времен.
В Прибалтике около 40% транспортных компаний заявили о своем банкротстве и прекратили работу. Больше всего досталось перевозчикам, которые специализировались на транспортировке легковых автомобилей. Многие их них уже практически остановили свою деятельность.
Спад объемов в морских перевозках контейнеров заставил судовладельцев поставить на якорь более 255 судов объемом от 2000 до 7000 TEU. Общее падение в мировых контейнерных перевозках составило почти 616 тыс.TEU в день.
В январе 2009 г. ОАО «РЖД», получив падение перевозок на 30–34%, объявило о намерении частично списать и начать масштабный ремонт подвижного состава.
Падение ставок постепенно приведет сначала к сокращению на рынке количества перевозчиков и транспортных средств и соответственно к уменьшению дефицита загрузок. Выравнивание и стабилизация тарифов на автоперевозки, возможно, проявится в III квартале 2009 г., а потом не исключено повышение ставок до прошлого уровня.
Снижение от 25 до 40% (в зависимости от группы товаров) объемов импорта, поступающего в Москву через порты Финляндии, Азово-Черноморского бассейна и Дальнего Востока, привело к сокращению потока грузов в города – центры распределения. Это уже не дает возможности без риска снизить ставки на прямые отгрузки в другие регионы, например, из Москвы, Санкт-Петербурга и т.п.
Падение производства товаров, сокращение их потребления и изменения в номенклатуре нарушают устоявшиеся балансы в прямых и обратных загрузках.
Весенние прогнозы
Прогноз Правительства России, что рост производства в 2009 г. будет 0%, говорит лишь о том, по мнению министра финансов Алексея Кудрина, что скорее всего будет достаточно сильная рецессия. Другими словами, потоки сырья, полуфабрикатов и готовой продукции будут сокращаться с разной степенью скорости, и это не добавляет оптимизма перевозчикам.
Торговые сети, создав барьер между производителями и покупателями, будут использовать свое монопольное преимущество, диктовать жесткие условия производителям и поставщикам товаров.
Многие из них этого не выдержат, что также сыграет на снижение и разбалансировку перевозок.
Неравномерность и непредсказуемость снижения грузопотоков по прямым и обратным направлениям будет еще долго лихорадить рынок и цены. Предполагается, что уже в конце II квартала 2009 г. дефицит обратных загрузок повысит стоимость прямых перевозок из Москвы, так как в ставку частично или полностью будет включаться порожний возврат машин.
Возможно, какая-то стабилизация произойдет в III–V квартале 2009 г., поэтому в сложившейся ситуации любые тарифы экспедиторов и перевозчиков, объявляемые сегодня, вряд ли будут иметь гарантированно длительный характер.
Значительную роль в ухудшении ситуации сыграют начавшиеся задержки платежей или неоплаты заказчиками выполненных заказов. Негативное влияние ожидается и от выросших до 24–26% банковских ставок по оборотным кредитам и от общего ужесточения кредитной политики. В финансовых тисках дефицита поступающих денежных средств, а с другой стороны, выплаты по своим кредитам или лизингу, оплаты запасных частей и ГСМ далеко не многие транспортно-экспедиционные компании смогут выжить.
Дефицит загрузок спровоцирует многие компании более агрессивно выходить напрямую к клиентам, демпинговать, предлагать невероятно выгодные условия, преувеличивать свои возможности и даже пытаться коррумпировать ответственных сотрудников.
Снижение импорта, рост экспорта
Дальнейший рост курса доллара негативно скажется на импорте товаров. Фактически ритейлеры и дистрибьюторы, продавая зарубежную продукцию в России, должны будут повышать цены на импорт с учетом падения рубля и кредитных ставок. На фоне общего падения покупательной способности предприятий и населения увеличивающиеся цены быстро станут «неинтересными» для потребителя, что приведет к дальнейшему сокращению импортных грузопотоков.
В то же время начал быстро увеличиваться экспорт. За последние 18 лет на рынке перевозок впервые наблюдается рост экспортных ставок. Тенденция такова, что к лету 2009 г. ставки на международные перевозки при импорте и экспорте могут даже сравняться.
Настораживает рост безработицы, что приведет к усилению преступности и увеличит количество грабежей на дорогах и мошенничество. Всплеск ожидают увидеть во II–III квартале 2009 г.
Выбор подрядчика
Кризисные изменения на рынке меняют принципы и технологию взаимодействия заказчиков и транспортно-экспедиционных компаний. Меняются надежность и качество, увеличиваются риски и уровень их последствий, возрастает угроза банкротств и т.д.
Поэтому при выборе подрядчика, которым могут быть либо логистический оператор – объединение экспедиторских, транспортных функций транспортной логистики в одной компании, либо фирма или частное лицо, владеющее транспортом, необходимо обратить внимание на его:
- опыт, технологию работы и подход к безопасности;
- финансовое состояние и способность держать удар от задержек платежей;
- реальные объемы выполняемых подрядчиком заказов;
- чистоту подрядчика в налоговых вопросах.
Сейчас заказчикам транспортных услуг очень важно изменить свой подход в выборе логистической компании. Стремление максимально «продавить» друг друга по ставкам или же агрессивный демпинг подрядчика должны настораживать любого клиента.
Сверхнизкие ставки провоцируют уйти в черные схемы работы или могут привести к довольно быстрому разорению. Последствия этого не устроят ни одну, ни другую сторону. Выиграть можно только вместе и только на основе доверия и открытости, разумного подхода к формированию цен.
Компаниям же, работающим в сфере транспортной логистики, во-первых, необходимо, безусловно, максимально сократить расходы. Второе – повысить производительность и эффективность работы своих сотрудников. Третье – подумать о различных вариантах объединения с коллегами: конкурировать можно, когда ты сильный. Наконец, четвертое – скорость реагирования всей компании на изменение рыночной ситуации должна быть мгновенной.