Не меньше чем регуляторы, проглядевшие недопустимое увеличение доли рисковых активов в портфелях финансовых организаций, в возникновении глобального кризиса виновны аудиторы, которые не раскрывали, а в некоторых случаях просто скрывали информацию о проблемах компаний.
Безответственность участников рынка, которую выявил крах крупнейших и уважаемых на рынке финансовых организаций и институтов, заставляет требовать более полного раскрытия информации компаниями и даже странами. В этой связи до основ пересматривается миссия аудитора, который должен фактически стать уполномоченным раскрывателем информации об аудируемой организации и нести ответственность за ее полноту и достоверность перед неограниченным кругом лиц.
Система аудита призвана осуществлять надзорные функции и должна исполнять их в интересах не только национального рынка, но и всей глобальной экономики. Поэтому в мире началось движение к синхронизации аудиторских отчетов, требований и продуктов. Чтобы заключения аудиторов могли быть однозначно истолкованы везде, независимо от того, в какой стране составлены.
В нашей стране еще не созданы условия для проявления общественной (публичной) роли аудитора. Во-первых, Закон описывает его всего лишь как предпринимателя, но предпринимательство по Гражданскому кодексу – это деятельность исключительно в своем интересе. Только профессиональная деятельность, как у нотариуса и адвоката, может вестись в интересах общества, поэтому аудитор не должен быть предпринимателем. В противном случае он должен выступать лишь как консультант.
Во-вторых, стандарты ау диторской деятельности в РФ не задают критериев существенности информации. Поэтому в заключениях даже по очень крупным компаниям мы видим только одну фразу: «Бухгалтерский учет достоверен». Уверен, что ни один учет не может быть на 100% достоверен, но любой профессиональный инвестор должен иметь возможность почерпнуть из заключения аудитора информацию о том, случайно или намеренно были допущены неточности в отчетности предприятия. Иначе отчет аудитора не имеет никакого значения.
Поэтому аудиторское заключение должно состоять из двух частей. В первой изложено: что, когда, где и каким способом, на основании каких данных учета проверял аудитор, а также камерально или выезжал на объекты, приглашал ли оценщика и т.п. Эта часть заключения содержит в себе элементы коммерческой тайны и не предназначена для широкой публики. Она может извлекаться только по решению суда или в рамках полномочий административных или правоохранительных органов. Вторая часть аудиторского заключения должна быть обращена к обществу и содержать резюме первой части с раскрытым профессиональным суждением аудитора. Сложенные вместе обе части покажут профессионализм конкретного аудитора и его реальную ответственность.
В-третьих, у нас де-факто нет профессиональной ответственности.
Мировая практика показывает, что ответственность ау дитора должны быть материальной. Возможны два ее вида: «каждый за себя» – обычное страхование гражданской или профессиональной ответственности и «каждый за каждого» – солидарная ответственность членов саморегулируемой организации через компенсационный фонд. Именно компенсационный фонд по новому Закону об ау дите должен стать регулирующим фактором, благодаря которому у аудиторов возникнет интерес к допуску или исключению из допущенных к работе недобросовестных аудиторов – появится механизм самоочищения, повышающий требования к стандартам ау дита.