В России насчитывается примерно 5 тыс. действующих ау диторских организаций и около 30 тыс. практикующих аудиторов. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об ау диторской деятельности» положил начало формированию новой модели рынка, к которой им нужно либо приспособиться, либо уйти.
Вместе – за качество
Новая реальность для аудиторов формируется следующими нововведениями:
- «право на профессию» теперь предоставляется не через лицензирование, а через обязательное членство аудиторов и аудиторских компаний в саморегулируемых организациях (СРО);
- качество аудиторских услуг контролируется СРО, и только в установленных Законом случаях – уполномоченным федеральным органом;
- ответственность аудиторов обеспечивается через механизм компенсационных фондов, формируемых СРО, обязательное страхование ответственности аудитора отменяется.
Обязательное членство в СРО, которая должна осуществлять внешний контроль за оказанием аудиторских услуг, направлено на повышение их качества. Однако новый Закон устанавливает не только то, что все аудиторские организации и аудиторы обязаны периодически проходить внешний контроль качества услуг, но и то, что все члены СРО должны участвовать в его осуществлении (п. 2 ст. 10).
Но контроль – это отдельная функция управления, за которую должны отвечать специалисты, обладающие необходимой подготовкой и навыками. Каким образом можно организовать участие всех членов СРО в контроле качества работы аудиторов? Представляется, что попытка это сделать ничего, кроме хаоса, привнести в функционирование аудиторского рынка не может.
Что такое аудит?
В старом Законе от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» не было различия между понятиями «аудит» и «аудиторская деятельность». Новый Закон разграничил их, справедливо определив, что аудит – это один из видов услуг, составляющих наряду с сопутствующими услугами содержание аудиторской деятельности (аудиторские услуги). При этом к понятию «аудит» Законом отнесен только аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренной Федеральным законом «О бухгалтерском учете», или аналогичной по составу отчетности, предусмотренной иными федеральными законами. Этим устанавливается закрытый (вместо открытого) перечень услуг, которые могут оказывать аудиторы.
Новая классификация приблизила законодательные определения к теории аудита и международной практике и могла бы рассматриваться как достаточно корректная еще 4–5 лет назад.
Однако сегодня формулировки его не только не соответствуют Международным стандартам аудита (МСА), но и исключают из круга оказываемых аудиторами услуг аудит по специальному заданию (специальный аудит): аудит отчетности, неаналогичной установленной Законом «О бухгалтерском учете» (например, составленной на основе МСФО, US GAAP, корпоративных стандартов компаний и др.), а также аудит отдельных показателей отчетности и отдельных аспектов деятельности организаций.
Предыдущий Закон об аудиторской деятельности № 119-ФЗ, хотя и ограничивал понятие «аудит» аудитом отчетности, составленной по законодательству РФ (без упоминания ее состава), в целом не препятствовал оказанию аудиторами услуг по специальному ау диту, в том числе отчетности, составленной по МСФО. Он содержал открытый перечень услуг, которые было разрешено оказывать аудиторам, а Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям», одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.99, протокол № 6, регулировало оказание услуг по специальному аудиту.
Новый Закон вывел оказание услуг по специальному аудиту за рамки аудиторской деятельности, запретил их оказание ау диторам и тем самым разрешил неограниченному кругу лиц, не имеющих профессиональной подготовки.
Под этот запрет попала не только отчетность, составленная в соответствии с МСФО. Весьма странная ситуация сложилась в отношении отчетности инвестиционных фондов. Их отчетность, даже составленная по законодательству РФ, не аналогична по составу отчетности, установленной Законом «О бухгалтерском учете». Аудит объектов, предусмотренных ст. 50 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (расчет стоимости чистых активов, оценка расчетной стоимости инвестиционного пая, цены размещения и выкупа и т.д.), не вписывается в определение объекта аудита в новом Законе «Об аудиторской деятельности».
В такой же ситуации оказались индивидуальные предприниматели и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, малые предприятия, применяющие общую систему налогообложения, но формирующие отчетность в сокращенном составе, физические лица, которым необходимо аудиторское заключение в отношении их доходов для получения банковского кредита и т.д.
Под запретом оказался и налоговый аудит. Соответствующая отчетность либо вообще не предусмотрена, либо предусмотрена подзаконными актами и (или) не аналогична по составу отчетности, предусмотренной Законом «О бухгалтерском учете».
Где лежит ответственность
Механизм обеспечения ответственности аудиторов через компенсационные фонды СРО лишь намечен и нуждается в более детальной проработке. Пока не представляется возможным определить, как он должен быть увязан с понятием нормального аудиторского риска, как соотносится ответственность экономического субъекта – составителя отчетности, самого аудитора и использование компенсационных фондов СРО.
Система обязательного страхования, по сути, перераспределяла зарабатываемые аудиторами средства в пользу страховых компаний. Расплывчатость определений объекта страхования, субъекта страхования, страхового случая и оснований его наступления ставила под вопрос возможность получения выплат.
Не получится ли, что теперь финансовые потоки будут просто перенаправлены к управляющим компенсационными фондами компаниям? В условиях относительно спокойного развития экономики советского периода накопление макроэкономических диспропорций становилось заметным примерно через поколение (около 20 лет), поэтому «каждое поколение должно было быть ограбленным».
Сейчас диспропорции экономического развития проявляются гораздо чаще: при существующей в РФ инфляции и в основном отрицательной (реальной) норме доходности от инвестирования средств этих доходов едва хватит для оплаты услуг управляющих компаний и специальных депозитариев.
Формирование компенсационных фондов будет означать изъятие у аудитора средств в одном масштабе цен (и денежной единицы), а обращение взыскания на средства компенсационных фондов в другой момент времени в другом масштабе цен и денежной единицы. При таких обстоятельствах необходима разработка механизмов, обеспечивающих либо сужение временного лага между формированием и использованием компенсационных фондов, либо покрытие инфляционного разрыва во временной стоимости денег.
Таким образом, новый Закон «Об аудиторской деятельности», будучи, безусловно, шагом вперед в развитии аудиторской профессии и ответом на вызов времени, требующего существенного повышения качества аудиторских услуг, уже сейчас нуждается в серьезных корректировках, а также в разработке и принятии смежных законодательных и подзаконных актов, обеспечивающих механизмы реализации заложенных в нем требований.