Госдума рассмотрит в первом чтении два законопроекта, вносящих изменения в ст. 24 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках…» в части перехода деятельности рынков в капитальные строения.
Пункт 3 ст. 24 Закона «О розничных рынках…» предусматривает, что с 1 января 2010 г. управляющие компании для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается. Данный запрет для сельскохозяйственных рынков вводится с 01.01.2012.
Один из законопроектов предлагает перенести срок введения в действие запрета на более поздний, а именно до 01.01.2015, для всех рынков, кроме сельскохозяйственных, для которых запрет предлагается ввести на 2 года позже (01.01.2017).
Второй законопроект направлен на реализацию введения запрета точно в срок, но с возможностью размещения рынков во временных строениях при условии подведения к ним инженерных коммуникаций, отвечающих санитарным и эстетическим требованиям, правилам благоустройства.
При этом обязанности по оборудованию и застройке рынков предполагается возложить на управляющие рынками компании при обязательном соблюдении архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил, основных требований, которые установлены органами государственной власти субъекта РФ и к которым относятся:
- предельная (минимальная и (или) максимальная) площадь рынка;
- характеристика расположенных на рынке зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, а также минимальные расстояния между ними;
- характеристика и предельная (минимальная и (или) максимальная) площадь торговых мест, складских, подсобных и иных помещений.
На каком из этих проектов остановятся депутаты — покажет заседание. Законопроекты запланированы к рассмотрению на февраль 2009 г.
В настоящее время все сельскохозяйственные рынки наряду с капитальными сооружениями имеют широкую сеть закрытых и открытых павильонов, прилавков, ларьков, стоянок для продажи продукции с автомобилей, что позволяет в сезон массового поступления продукции в больших объемах реализовать ее на рынках.
Представляется, что любой из законопроектов решит приближающуюся проблему для рынков и частных сельхозпроизводителей. Первый решает ее временно, второй предлагает более дешевый переход к цивилизованным условиям торговли. Известно, что перевод существующих рынков в капитальные строения и здания повлечет удорожание не только торговых мест, но и самих реализуемых товаров. Следует учитывать также и то, что большинство сельхозрынков располагаются на земельных участках, не пригодных для размещения объектов капитального строительства, что не позволяет им в дальнейшем провести реконструкцию.