К такому выводу пришли участники «круглого стола» под названием «Совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами», прошедшего в конце января в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.
Позиция Центробанка и Минфина
В своем выступлении директор Департамента операций на финансовых рынках Центрального банка РФ Сергей Швецов подчеркнул, что налоги не должны дестимулировать бизнес и быть преградой для развития финансовых инструментов. Он предложил отказаться от ст. 281 Налогового кодекса РФ, ставящей операции по государственным ценным бумагам в особое положение, и к их новым выпускам 2009 г. применять уже обычный порядок налогообложения. По его мнению, это упростит для участников рынка ведение налогового учета, а для налоговых органов процедуру проверки, а также снимет искажающее влияние налогообложения на те доходности, которые складываются на финансовом рынке.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Сергей Разгулин рассказал о деятельности Минфина, направленной на совершенствование налоговой политики по операциям с ценными бумагами. В частности, рассматривается вопрос о внесении изменений в ст. 214.1 НК РФ, предусматривающую возможность переноса убытков, полученных физическим лицом от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, на последующий налоговый период. Минфин также предполагает унифицировать порядок формирования налоговой базы для биржевых и внебиржевых производных инструментов с любыми базовыми активами (товарами, иностранной валютой и др.).
Налоговое законодательство позволяет налогоплательщику самостоятельно квалифицировать сделку как срочную. А это, по мнению С. Разгулина, не совсем правильно. Он предлагает определить: срочными сделками признаются сделки, исполнение которых осуществляется сторонами не позднее третьего рабочего дня после их заключения.
Для инвесторов — физических лиц
В соответствии с действующим НК РФ налогоплательщики имеют возможность уменьшить доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок на сумму расходов по этим операциям, только если базисным активом по таким инструментам являются ценные бумаги и фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг.
Как считают участники «круглого стола», данное ограничение снижает для физических лиц привлекательность операций с финансовыми инструментами срочных сделок (за исключением тех, по которым базисными активами являются ценные бумаги и фондовые индексы), так как расходы и убытки по таким операциям не уменьшают доходы от них в целях расчета НДФЛ. Поэтому этот перечень предлагается дополнить финансовыми инструментами срочных сделок, базисными активами по которым являются иностранная валюта, иное имущество и имущественные права, процентные ставки, кредитные ресурсы, индексы цен или процентных ставок.
С начала 2007 г. физические лица, осуществляющие операции с ценными бумагами, могут уменьшать налог с дохода, полученного от продажи ценных бумаг, только за счет документально подтвержденных расходов на их приобретение, хранение и реализацию. При отсутствии документов граждане уплачивают НДФЛ со всей суммы дохода. Это не способствует повышению активности физических лиц в осуществлении инвестирования в инструменты финансового рынка. Чтобы исправить эту ситуацию, предлагается зафиксировать право налогоплательщика на получение налогового вычета в размере до 1 млн руб. при определении налоговой базы по налогу на доходы, полученные физическими лицами от вложений в инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов и эмиссионные ценные бумаги, обращающиеся на российском фондовом рынке, срок владения которыми составляет не менее 1 года.
В целях совершенствования налогообложения доходов физических лиц, полученных от операций с ценными бумагами, предлагается также:
- установить возможность налогоплательщика при определении налоговой базы по НДФЛ определять общую сумму дохода (убытка) по совокупности операций с ценными бумагами различных категорий;
- определить порядок налогообложения доходов физических лиц по операциям РЕ ПО с ценными бумагами таким же, как при обложении налогом на прибыль соответствующих доходов юридических лиц с целью унификации налогообложения данных операций на рынке ценных бумаг, а также установить порядок налогообложения дивидендов по сделке РЕПО;
- установить, что в случае проведения обмена (конвертации) инвестиционных паев управляющей компанией при реализации (погашении) этих паев, полученных налогоплательщиком в результате обмена (конвертации), в качестве документально подтвержденных расходов налогоплательщика признаются расходы по приобретению пая, которым владел налогоплательщик до их обмена (конвертации);
- установить срок расчета и уплаты суммы НДФЛ по операциям с ценными бумагами для налоговых агентов в течение 30 дней после окончания налогового периода.
НДС и налог на прибыль
Участники «круглого стола» считают целесообразным включить в установленный ст. 149 НК РФ перечень услуг, реализация которых не подлежит обложению НДС, услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями паевых инвестиционных фондов, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов в соответствии с имеющимися лицензиями. Это создаст условия для развития финансовой отрасли и снижения стоимости оказываемых услуг вышеназванными профессиональными участниками рынка для клиентов.
Предлагается также освободить от обложения НДС займы, предоставляемые в виде ценных бумаг по аналогии с займами, предоставляемыми в денежной форме. Данный механизм позволит снизить стоимость ценных бумаг, необходимых для покрытия разрывов ликвидности, что особенно актуально в условиях глобального финансового кризиса.
Что касается налога на прибыль, то, по мнению участников, необходимо уточнить установленные ст. 280 НК РФ критерии определения рыночной цены ценных бумаг, в частности методику расчета рыночной цены, и скорректировать срок, в течение которого применяется значение рыночной цены, сложившейся в прошлом, для ценных бумаг, которые не имеют соответствующих рыночных цен на момент расчета. В настоящее время в отсутствие рыночной цены используется цена, которая сформировалась в течение календарного года. Но она существенно отличается от реальной оценки ценной бумаги.
Кроме того, есть необходимость в совершенствовании налогообложения операций РЕПО в части диверсификации финансовых инструментов. В целях налогообложения к сделкам РЕПО следует отнести операции с ценными бумагами, не являющимися эмиссионными, с иностранными ценными бумагами и инвестиционными паями.