При размещении дополнительных акций ОАО могут быть задействованы различные по своей правовой и экономической природе механизмы защиты интересов акционеров. Однако при их выборе необходимо определиться с балансом интересов отдельных участников корпоративных отношений: общества, крупных инвесторов и акционеров, не ориентированных на дополнительные инвестиции.
Очевидно, что при размещении акций интересы общества и крупных инвесторов преобладают над интересами той части акционеров, которые не участвуют в инвестициях. Предоставление компенсационных выплат лицам, которые не участвуют в инвестициях, противоречит интересам как самого общества, так и крупных инвесторов.
Использование института выкупа акций обществом по требованию акционеров означает создание канала оттока из компании привлекаемых ею инвестиций. При применении Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»[1] складывались ситуации, когда сумма средств, привлеченных по подписке, была меньше сумм, подлежащих выплате акционерам, которые отказались от приобретения дополнительных акций. Проведение такого размещения ценных бумаг становилось экономически бессмысленным (отток средств превышал их приток).
Использование по итогам размещения акций по подписке (открытой или закрытой) института обязательного предложения снижает инвестиционную активность крупных инвесторов. Лица, приобретающие значительные пакеты акций, вынуждены наряду с инвестициями в компанию дополнительно возвращать инвестиции акционерам, не пожелавшим приобретать дополнительные ценные бумаги.
Видимо, в силу этих причин законодатель отказался при размещении дополнительных ценных бумаг от такого способа защиты интересов акционеров, не участвующих в инвестициях, как компенсационные выплаты им. Он перестал применять институт выкупа акций по требованию акционеров при размещении эмиссионных ценных бумаг по закрытой подписке.
ВОПРОС ПО СУЩЕСТВУ
Насколько целесообразно при привлечении дополнительных инвестиций задействовать механизмы защиты интересов акционеров, имеющие антиинвестиционный характер? Разумно ли в рамках этого процесса открывать каналы оттока инвестиций?
С этих позиций следует оценить целесообразность использования по итогам размещения ценных бумаг института обязательного предложения об их приобретении.
При размещении дополнительных ценных бумаг существует объективное противоречие: чем надежнее в этом процессе защищены интересы миноритарных акционеров посредством предоставления им гарантий возврата ранее осуществленных инвестиций, тем более затруднено привлечение в общество дополнительных крупных инвестиций.
Очевидно, что должна быть скорректирована статья Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее — ФЗ «Об АО»), которая создала для лиц, аффилированных с эмитентом, льготный режим приобретения дополнительно размещаемых ценных бумаг, а также реализуемых обществом казначейских акций. Но эта корректировка может иметь разную направленность.
- Если идти по пути усиления защиты интересов мелких акционеров посредством предоставления им гарантий возврата ранее осуществленных инвестиций, то обязанность по итогам размещения ценных бумаг делать обязательное предложение следует распространить на всех инвесторов, независимо от того, аффилированы они с эмитентом или нет.
- Если идти по пути создания условий для более эффективного привлечения инвестиций, то целесообразно установить, что по итогам размещения ценных бумаг вообще не должно возникать обязанности направлять предложение о приобретении остальных ценных бумаг общества. Законодатель уже сделал шаг в этом направлении, установив, что обязанность направлять предложение о приобретении ценных бумаг не возникает по итогам размещения акций при осуществлении акционером преимущественного права на приобретение дополнительных ценных бумаг.
Аффилированное лицо — промежуточное звено в сделке
Иногда аффилированность акционеров по отношению друг к другу используется в качестве средства ухода от обязанности направить публичную оферту о приобретении всех акций общества. Применяется исключение, предусмотренное Акционерным законом, — «передача акций лицу его аффилированными лицами».
ВАЖНО
Потенциальный приобретатель ценных бумаг вступает в аффилированность с их продавцом или использует аффилированное лицо в качестве промежуточного звена в сделке. В этих случаях приобретение крупных пакетов акций не повлечет обязанности направить предложение о приобретении всех ценных бумаг, что существенно снижает защищенность экономических интересов остальных владельцев ценных бумаг.
Допустим, какое-либо юридическое лицо намерено осуществить поглощение открытого акционерного общества путем приобретения крупных пакетов голосующих акций и уклониться от обязанности направить впоследствии предложение о приобретении остальных эмиссионных ценных бумаг данного общества.
Модель поведения в этом случае проста: акции следует купить через промежуточное звено, своеобразного «посредника», который должен быть лицом, аффилированным с конечным владельцем.
Рассмотрим пример. ЗАО «Х» владеет 50% акций ОАО «Y», при этом имеет намерение приобрести еще 30% акций общества.
В качестве «посредника» в сделке выступает гражданин Иванов, член совета директоров ЗАО «Х». Первоначально акции оформляются на него. Как физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с действующим законодательством он не имеет аффилированных лиц.
В результате сделки Иванов не превысил пороговые значения корпоративного контроля, установленные Законом. Соответственно у него не возникает обязанности направлять публичную оферту.
ЗАО «Х» совместно со своим аффилированным лицом стало владельцем более 50% голосующих акций общества. Однако оно не приобретало ценных бумаг, поэтому у него не возникает обязанности направить публичную оферту.
Далее гражданин Иванов переуступает имеющиеся у него ценные бумаги ЗАО «Х». Это передача акций лицу (ЗАО «Х») его аффилированным лицом (членом совета директоров). В силу положений п. 7 ст. 84.2 ФЗ «Об АО» эта сделка попадает в число исключений, не порождающих обязанности направить обязательное предложение, несмотря на то что ЗАО «Х» приобрело 80% голосующих акций общества.
Однако следует помнить, что сделки общества с аффилированными лицами, как правило, попадают под признаки сделок с заинтересованностью. Соответственно к ним применяется особый порядок их совершения.
В рассмотренном примере сделка общества с членом его совета директоров является сделкой с заинтересованностью (член совета директоров по закону признается заинтересованным лицом).
Вышеуказанное исключение в Законе будет создавать побочные эффекты до тех пор, пока гражданское право не получит адекватного для себя определения аффилированных лиц. В этом случае данное исключение может быть применено к определенной категории аффилированных лиц.
[1] ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предусматривал для акционеров, голосовавших против решения о размещении дополнительных акций по закрытой подписке или не участвовавших в голосовании, право требовать выкупа у общества принадлежащих им акций. Данный способ защиты интересов акционеров дополняет институт преимущественного права приобретения дополнительных ценных бумаг. Акционеры, не заинтересованные в приобретении дополнительных акций, вправе вернуть свои инвестиции, предъявив требования о выкупе. С точки зрения данной группы акционеров целесообразно не заменять один способ защиты интересов иным способом, а предусмотреть несколько различающихся по своей природе механизмов защиты интересов различных категорий владельцев ценных бумаг (см. «КС» № 11, 2008 г.).