Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был изменен порядок определения предельной величины процентов, признаваемых расходом в целях исчисления налога на прибыль. В декабре Минфин в своих письмах от 31.12.2008 № 03-03-06/2/186, от 29.12.2008 № 03-03-06/2/184, от 29.12.2008 № 03-03-06/1/725, от 29.12.2008 № 03-03-06/2/183 и от 24.12.2008 № 03-03-06/2/177 разъяснил, как следует исчислять предельную величину процентов в 2009 г.
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно (более чем на 20%) не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях.
Для случаев отсутствия долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ была установлена предельная величина процентов, признаваемых расходом. Она принималась равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
То есть налогоплательщик мог выбирать, какую величину процентов учесть в расходах при исчислении налога на прибыль: в размере среднего уровня процентов по сопоставимым долговым обязательствам или в размере установленной предельной величины процентов.
Поправки, внесенные Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ, изменили размер предельной величины процентов признаваемых расходом на период с 01.09.2008 по 31.12.2009.
Теперь при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22% — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
При этом из текста исчезли слова «а также по выбору налогоплательщика».
Таким образом, получается, что сейчас, если сопоставимые обязательства у налогоплательщика есть, он должен рассчитывать предельную величину процентов только исходя из среднего уровня процентов по сопоставимым долговым обязательствам. Он не может отказаться от данных расчетов и определять предельную величину расходов исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Однако Минфин не согласен с таким выводом.
По мнению финансистов, предельная величина процентов, признаваемых расходом, может приниматься равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22% — по долговым обязательствам в иностранной валюте как при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, так и в случае наличия долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, то есть по выбору налогоплательщика.
Этот порядок вступает в силу с 01.01.2009 и распространяется на период с 01.09.2008 по 31.12.2009.
Таким образом, по мнению Минфина, у налогоплательщиков по-прежнему остается право выбора при исчислении предельного размера процентов признаваемых расходом в целях исчисления налога на прибыль организаций.