Российские экономические реалии требуют от акционерных обществ не только финансовой прозрачности, но и предоставления дополнительной информации, по которой можно судить об их устойчивом развитии, репутации и корпоративной культуре, компетенции менеджмента и профессионализме сотрудников. Эту задачу решает годовой отчет, который объединяет полную информацию о компании в одном документе.
Крупный и средний бизнес рассматривает годовой отчет как эффективный инструмент корпоративного управления для привлечения инвестиций и формирования позитивного имиджа компании и как возможность заявить о себе, продемонстрировать свою надежность и стабильность, рассказать об успехах и перспективах развития. Он также позволяет обоснованно доказать эффективность работы компании за прошедший период, выявить резервы и подчеркнуть преимущества перед конкурентами. Подготовка такого отчета требует постоянной работы по сбору, анализу и систематизации информации, разработке и совершенствованию художественного оформления и предоставления этой информации не только акционерам и инвесторам, но и партнерам, клиентам, представителям органов власти, широкой общественности.
Посмотрели – удивились
Годовой отчет должен:
Источник: PricewaterhouseCoopers
|
В немалой степени развитию культуры подготовки годовых отчетов способствуют ежегодные конкурсы, проводимые различными изданиями, в том числе и в России. В жюри конкурсов приглашаются представители международных рейтинговых агентств, вузов и научных заведений, промышленности, общественности.
У нас в стране участвуют в конкурсах обычно крупные компании, такие как ОАО «ГМК «Норильский никель». ЛУКОЙЛ, BAT Russia, Ленэнерго, Банк «Солидарность», Альфа-банк и др. Но только единицы из них представляют свои отчеты в соответствии с требованиями международной организации Global Reporting Initiative (GRI).
В отчетах освещается преимущественно социальная деятельность компаний, отсутствуют цели и количественные параметры в программах (стратегиях). Бюджет подготовки годового отчета в среднем составляет 30 тыс. долларов, а время от разработки его концепции до печати – 4 месяца.
Главные отличия российского отчета среднего качества от зарубежного заключаются во вторичности предоставленной информации, отсутствии оперативности в подготовке, наличии большого количества опечаток и несоответствий, а также в плохой печати. Вместе с тем «средний» российский отчет по сравнению с лучшим российским не фокусирует внимание читателя на компании, плохо написан, имеет большое количество общих мест, дизайн и полиграфия «работают» против него.
Изучай и действуй!
Перечень сведений, которые должны содержаться в годовом отчете, сегодня строго регламентирован. Его можно найти в Положении о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденном Постановлением ФКЦБ от 31.05.2002 №17/пс.
Обычно отчет открывается обращением руководства компании к акционерам, клиентам и партнерам. Затем представляются сотрудники, занимающие ключевые посты. Далее следует рассказ о ее истории, достижениях и возможностях, планах и перспективах. В этом же разделе помещается информация о социальной политике, описание благотворительных проектов и спонсорских акций.
Аналитическая часть содержит анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности компании. Помимо текущего состояния дается динамика изменений за прошедший период и обзор конъюнктуры рынка. Именно по этой информации инвесторы могут понять, на что были направлены усилия руководства и менеджмента, и сделать вывод о правильности принимаемых управленческих решений и перспективах развития бизнеса.
Финансовая часть отчета содержит сведения, обеспечивающие прозрачность деятельности компании: финансовая отчетность, аудиторское заключение и примечания к финансовой отчетности.
Однако, по мнению Бориса Соколова (ОАО «Мосэнерго»), структуру годового отчета, в частности, определяют специфика отрасли и предприятия, законодательные и нормативные акты, директивные документы управляющих компаний, а также корпоративные традиции, анализ отечественного и зарубежного опыта, развитие информационных технологий, рекомендации аналитиков, консультантов, аудиторов и др.
Обмен опытом
Как отмечает Анатолий Хоровский (Группа компаний «Регион»), «мы трактуем годовой отчет не как разовый отчет перед инвесторами, клиентами, контрагентами и другими заинтересованными лицами, а как основу для всей системы раскрытия информации в Группе. Но для этого нужно добиться реального отражения бизнеса в годовом отчете».
Валерий Долбежкин (ОАО «Промышленно-строительный банк») подчеркивает, что годовой отчет не только итоговый документ, но и публичная информация, источник данных для PR-текстов, деловой типовой сувенир, «раздатка» на конгрессах.
Годовой отчет, содержащий не только цифры, но и некий образ компании, считает Наталья Старичкова (ООО «Гелиос-медиа», Санкт-Петербург), выполняет роль весомого презентационно-представительского продукта. Ведь в него входят и миссия компании, и географическое положение, и краткая история, и конкурентное окружение, и календарь событий отчетного года. Следовательно, его задача – рассказать, в каких условиях получились те или другие отчетные цифры, в чем запас прочности компании, какую сверхзадачу она перед собой ставит и кто те люди, которые добиваются именно таких результатов. Причем иметь представление об этом – не праздное любопытство: здесь конкретный меркантильный интерес.
Нормативные документы:
|
Систематическая работа
Обычно материалы для годового отчета готовят практически все подразделения. Длительные согласование и утверждение материалов руководством компании приводят к авралу, росту вероятности ошибок, несовпадению цифр в балансах, представляемых на русском и английском языках, нарушению сроков подготовки материалов и сдачи их в типографию. Все это увеличивает затраты и соответственно стоимость отчета. Поэтому необходимо разработать график его подготовки с указанием всех этапов – от разработки концепции до транспортировки тиража. Процедура подготовки должна быть максимально технологичной, что будет способствовать не только снижению затрат, но и систематизации информации о бизнесе компании и ее использованию для нужд корпоративного управления.
Годовой отчет – это главный финансовый документ компании и неотъемлемый элемент ее корпоративного имиджа. Поэтому сохранение фирменного стиля при нестандартном подходе к дизайну отчета, обеспечение высококачественного полиграфического исполнения также имеют большое значение.
К СВЕДЕНИЮ
Годовой отчет общества, выносимый на утверждение годового общего собрания, должен содержать:
- положение в отрасли;
- приоритетные направления деятельности;
- отчет совета директоров (наблюдательного совета) о результатах развития по приоритетным направлениям его деятельности;
- перспективы развития;
- отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям;
- описание основных факторов риска, связанных с деятельностью общества;
- перечень совершенных в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» крупными сделками, а также иных сделок, на совершение которых в соответствии с уставом распространяется порядок одобрения крупных сделок, с указанием по каждой сделке ее существенных условий и органа управления, принявшего решение о ее одобрении;
- состав совета директоров (наблюдательного совета), включая информацию об изменениях в составе совета директоров (наблюдательного совета), имевших место в отчетном году, и сведения о членах совета директоров (наблюдательного совета), в том числе их краткие биографические данные и владение акциями общества в течение отчетного года;
- сведения о лице, занимающем должность единоличного исполнительного органа (управляющем, управляющей организации), и членах коллегиального исполнительного органа, в том числе их краткие биографические данные и владение акциями общества в течение отчетного года;
- критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа (управляющего, управляющей организации), каждого члена коллегиального исполнительного органа и каждого члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или общий размер вознаграждения (компенсации расходов) всех этих лиц, выплаченного или выплачиваемого по результатам отчетного года;
- сведения о соблюдении обществом Кодекса корпоративного поведения;
- иную информацию, предусмотренную уставом или иным внутренним документом.