В ближайшее время Госдума планирует рассмотреть во втором чтении законопроект, уточняющий порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей и правила применения некоторых таможенных режимов.
Законопроект устраняет ряд неточностей и внутренних противоречий норм Таможенного кодекса РФ. В основном он направлен на совершенствование процесса администрирования таможенных платежей. В частности, он уточняет правила взимания платежей в отношении товаров, временно ввезенных и частично освобожденных от уплаты пошлин, а также вывозимых трубопроводным транспортом.
Действующая редакция Таможенного кодекса РФ устанавливает единый срок для уплаты пошлин при ввозе товара. Законопроект, напротив, предлагает разграничить его и указать индивидуальные сроки:
- при ввозе товара – не позднее дня подачи таможенной декларации;
- при предварительном декларировании ввозимого товара – не позднее дня выпуска товара;
- при подаче периодической декларации и выпуске товара до подачи таможенной декларации — в течение 15 дней со дня предъявления товара в таможенный орган или со дня завершения внутреннего таможенного транзита.
Отдельно следует обратить внимание на порядок и формы уплаты таможенных пошлин. Платежи, перечисленные в иностранной валюте, будут учитываться по курсу, действующему на день поступления денежных средств на счета таможенных органов либо внесения в кассу. В отношении авансовых платежей планируется запретить их перечисление (внесение в кассу) в иностранной валюте.
Ряд поправок Таможенного кодекса РФ касается условий и размера обеспечения уплаты таможенных платежей и порядка обращения взыскания на него.
Не остались без внимания правила принудительного взыскания таможенных пошлин.
В законопроекте определены последовательность и сроки их совершения таможенными органами.
Законопроект содержит ряд новелл. Например, он ужесточает ответственность таможенного брокера за нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, установив для него солидарную ответственность с декларантом. Устраняет пробел в части реализации иностранного товара при ликвидации (банкротстве) организации по иску частных лиц или реализации в качестве вещественных доказательств по уголовному делу. Для банков, имеющих право выступать гарантами перед таможенными органами, срок включения в реестр увеличивается до 3 лет.
Помимо таможенного администрирования законопроект коснулся особенностей выпуска товара. Действующая редакция п. 1 ст. 149 Таможенного кодекса РФ фактически допускает предоставление разрешительных документов, подтверждающих соблюдение нетарифных и иных ограничений, установленных для внешнеторговой деятельности, после выпуска товара и по желанию декларанта. Тем самым она позволяет недобросовестным декларантам уклониться от соблюдения установленных требований внеэкономической деятельности. Поэтому законопроект предлагает разрешить предоставление этих документов после выпуска товара с согласия таможенного органа.