Правительство РФ Постановлением от 29.12.2008 № 1070 утвердило Положение о проведении негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее – Положение), возможность проведения которой предусмотрена ст. 50 Градостроительного кодекса РФ. Данная экспертиза не является альтернативой государственной экспертизе и носит добровольный характер. Так стоит ли раскошеливаться на ее проведение?
Бумажный «фундамент»
Прежде чем перейти к обсуждению Положения, напомним некоторые нормы Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), касающиеся процедуры получения разрешений на строительство.
Проектная документация определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капстроительства, их частей, капремонта, если при его проведении затрагиваются характеристики надежности и безопасности капстроительства. Чтобы подготовить такую документацию, необходимо первоначально провести инженерные изыскания – изучить природные условия и факторы техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков.
Как общее правило, проектная документация и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе, которая проводится уполномоченными государственными органами и учреждениями. Возможность получения разрешения на строительство напрямую зависит от ее результата. Процедура проведения госэкспертизы регулируется ст. 49 ГК и Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.
Перечень случаев, когда госэкспертиза не требуется, содержится в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ.
Строго по желанию
Согласно ст. 50 ГрК РФ застройщик или заказчик либо лицо, осуществляющее с ними на основании договора подготовку проектной документации, могут направить эту документацию и результаты инженерных изысканий на негосударственную экспертизу. Этой же статьей было определено, что такая экспертиза должна проводиться аккредитованными организациями, а порядок ее проведения устанавливается Правительством РФ.
До настоящего времени соответствующие документы Правительства отсутствовали, несмотря на то что ГрК РФ был принят в 2004 г. При этом следует отметить, что на протяжении всего этого времени данная экспертиза проводилась специализированными организациями. И теперь им предстоит пройти процедуру аккредитации, так как в случае возникновения споров суды будут обращать внимание на то, входит ли организация, проводившая негосударственную экспертизу, в соответствующий реестр или нет.
Из п. 5 Положения следует, что данная экспертиза может проводиться в отношении любых объектов, в том числе и тех, для строительства которых необходима госэкспертиза. Но при этом согласно п. 9 Положения негосударственная экспертиза не заменяет государственную. А п. 4 Положения установлено, что экспертиза осуществляется на основании гражданско-правового договора, заключаемого между заявителем и экспертной организацией.
Отметим, что заинтересованное лицо вправе обратиться сразу в несколько организаций по своему усмотрению. А полученные от них заключения будут иметь одинаковую юридическую силу и могут использоваться заявителем по своему усмотрению, в том числе прилагаться к заявлению на получение разрешения на строительство. Форма заключения негосударственной экспертизы будет установлена Минрегионразвития РФ.
Вышеназванным Постановлением Правительства РФ утверждены также Правила аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В них, в частности, установлены квалификационные требования к работникам таких организаций и процедура принятия уполномоченным органом решения об аккредитации.
Козырь и страховка
Частью 10 ст. 49 ГК определено, что застройщик или заказчик вправе оспорить в судебном порядке отрицательное заключение госэкспертизы. Именно в этом случае имеющееся положительное заключение негосударственной экспертизы и может явиться веским аргументом правоты истца, а также значительно сократит время судебного разбирательства.
Не нужно забывать, что проверка правильности проекта нужна не только для того, чтобы «выбить» разрешение на строительство. Установить потенциальную опасность будущих зданий и сооружений – вот основная задача экспертизы. Положительное заключение государственных экспертов может явиться следствием их ошибки или коррумпированности. Поэтому проведенная «параллельно» негосударственная экспертиза может оказаться нелишней. Например, ее целесообразно инициировать заказчику, если госэкспертиза проводилась по заявлению застройщика.
В связи с этим особое значение имеет ст. 60 ГрК РФ, предусматривающая возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капремонту объектов капстроительства. Из нее следует, что организация, которая провела негосударственную экспертизу и дала положительное заключение, несет ответственность наряду с проектировщиком и изыскателем.
Таким образом, располагая соответствующими финансовыми возможностями, организация или гражданин могут потратить деньги на проведение негосударственной экспертизы, не считая их выброшенными на ветер.
Здоровый пессимизм
У российских чиновников есть удивительная способность все приспосабливать под себя. Поэтому нельзя исключить их попытку освоить новую «золотую жилу», которую может представлять для них действующая на законном основании система негосударственный экспертизы. В частности, представители структур, осуществляющих госэкспертизу, могут на известных условиях оказывать «содействие» в создании экспертных организаций, делая их «карманными». А заявителям будут настоятельно рекомендовать проводить негосударственную экспертизу именно в них, обещая в дальнейшем выдачу положительного заключения. Такая «независимая» экспертиза нам, конечно, не нужна.
Сбудутся ли эти опасения, покажет время...
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Михаил Богданов, генеральный директор Производственного и научно-исследовательского института по инженерным изысканиям в строительстве (ОАО «ПНИИИС»):
– Постановление – пример бесполезного документа, подготовленного только потому, что в Градостроительном кодексе упомянуты и государственная и негосударственная экспертизы, и стало быть, по поводу последней надо выпустить постановление, раз его до сих пор не было. Согласно постановлению негосударственную экспертизу инженерных изысканий могут делать организации, аккредитованные при Минрегионе, при этом требования для внесения в реестр минимальные.
Рынок негосударственной экспертизы, по сути добровольной, очень невелик. И я думаю, что, когда реестр будет сформирован, в нем окажется не более 15 компаний, тем более, что цели его ведения непонятны. Например, в наш институт будут обращаться за экспертизой, даже если мы не войдем в реестр: ПНИИИС имеет высокую профессиональную репутацию.
Независимую экспертизу обычно заказывают большие компании, такие как Транснефть или «Газпром». Для их проектов проводятся инженерные изыскания на миллиарды рублей, и поэтому они заинтересованы в экспертизе от независимой и профессиональной организации.
Выход этого постановления не принесет отрасли ни пользы, ни вреда, в отличие от некоторых других документов. К сожалению, качество госуправления в строительной отрасли сейчас очень низкое. За три с половиной года Минрегион не выпустил ни одного профессионально подготовленного документа в области инженерных изысканий. Полностью игнорируется профессиональное сообщество. Но государство не сможет успешно управлять в отраслях, где нужны специализированные знания, без обращения к профессионалам.