Прогнозы по инфляции – не догма, а объект неоднократных корректировок в сторону ухудшения. К этому нас приучили. Припомним: в начале прошлого года официальная ориентировка на прирост потребительских цен составляла 8,5–9%. Вышло как всегда. Последний, кажется ноябрьский, прогноз отсылал к «вилке» 13,3–13,5%. Из трех этих зол повезло с наименьшим – годовая инфляция «зацепилась» за 13,3%. Правда, и радости от этого – на 0,1–0,2 п.п. Тем не менее рассмотрим данные Росстата детальнее – годовые все-таки...
Макароны по-флотски нынче тоже в цене. Макаронные изделия за прошлый год подорожали без малого на 34%, выбившись в лидеры по ценовому приросту и прибавив больше 10 п.п. к показателю 2007 г. Видно, рекордный урожай зерновых прошлой осени с макаронами разобраться не успел. Цены на мясо выросли на 22,2%: среди других продуктов – не рекорд, но увеличение темпов подорожания в 2,6 раза относительно 2007-го впечатляет. А вот цены на плоды и овощи в этот раз вели себя вполне прилично.
Впрочем, что у нас творилось и вышло с инфляцией на пот-ребительском рынке, видно из представленных таблиц. Отметим, что второй год подряд по ценовому росту продтовары обошли платные услуги, чего не было с 1998 и 1999 гг., когда дефолт все перевернул.
Любопытно, как реагировали цены на разразившийся в конце минувшего года кризис. По идее в условиях кредитного ступора и нехватки оборотных средств задирать цены не резон. И действительно, в декабре темпы прироста цен на продовольствие снизились с ноябрьских 1,3 до 1%, на непродовольственные товары – с 0,5 до 0,1%. Не убоялись кризиса только услуги, прирост цен на которые увеличился с 0,7 до 1%.
Впрочем, аналогичная динамика наблюдалась и в последние месяцы 2007-го. Но темпы-то совсем другие. К примеру, в прошлом декабре к декабрю годичной давности они упали: по продовольствию в 1,6 раза, по промтоварам – в 6 раз (!).
По большому счету, однако, в рознице сила ударов кризиса пока очевидна только по нефтепереработке. В последние месяцы, известно, ценники на автозаправках изрядно «худели». Вот и в декабре бензин снова подешевел на 7,3%, а дизтопливо – на 7,5. Правда, здесь надо отдать должное не только снижению спроса и головокружительному падению мировых цен на нефть, но и ФАС, открывшей фронт против нефтяных компаний за торжество рыночных законов.
Но посмотрим теперь, от каких таких услуг не смогли отказаться наши граждане. Как отмечает Росстат, перед новогодними каникулами значительно – на 15,3–25,1% – выросли тарифы на проезд в поездах дальнего следования. Ну, от услуг РЖД отказаться трудно... Вот еще зарубежный туризм в декабре подорожал на весомые 4,4%. Но тут уж дело добровольное – развлекаться за границей пока никого не принуждают. Традиционный предпраздничный всплеск интереса к домам отдыха приподнял на 0,8% санаторно-оздоровительные услуги.
Однако так или иначе все это дела сезонные. Куда любопытнее услуги связи. По приросту цен за год они показали блестящий результат – всего 2%, но в декабре после ноябрьского 0 вдруг подорожали на 0,6%. Виной тому, видно, стало увеличение на 9,2% платы за пользование радиотрансляционной точкой.
Да, это особая точка, от нее – никуда. Даже если вы ею не пользуетесь, платите – и точка! Но будем к ней снисходительны: она стратегическая, историческая, заслуженная. Наверное, из нее граждане страны оперативно узнавали, к примеру, о снижении цен – они тогда подчинялись воле партии и Правительства. Правда, наличие товаров подчинялось им не очень, что привело к печальному финалу.
Нынче все наоборот, что обнадеживает. Можно даже сделать слегка ободряющий вывод: если цены растут, значит, есть на что. Вопрос только в размере. МЭР понижает инфляцию в наступившем году до 10–12%. Доказательно обосновывает. Так ведь и год назад он цифры не с потолка срисовал...
(По данным РОССТАТА.)