Вопрос, нужны инновации или нет, не стоит. Об их необходимости говорят и Президент, и представители бизнеса. Однако далеко не все руководители и специалисты компаний готовы следовать призывам их внедрять, руководствуясь собственным пониманием правильности ведения бизнеса и сложившихся годами бизнес-процессов. Сегодня необходимо пересмотреть подходы к внедрению инноваций и системе управления.
Можно отчасти понять руководителей компаний и подразделений, ведь, как бы ни были хороши инновации в области управления или новейшие технологические решения, работать с ними будут люди. Поэтому большую роль в успехе или провале любых инноваций играет человеческий фактор.
Занимаясь несколько лет системами управления автотранспортных предприятий и изучая требования их специалистов к автоматизации, можно сделать следующий вывод: большинство предприятий имеет желание повысить эффективность организационных и бизнес-процессов, а также управления в целом. Однако эти стремления зачастую можно охарактеризовать одной фразой: «Как бы сделать так, чтобы компьютер делал все сам».
Компьютер – не волшебная палочка, он посчитает только то, что в него заложишь. А вот организация эффективных бизнес-процессов, интерпретация рассчитанных данных и принятие управленческих решений – это уже прерогатива управленца.
Специалист одной логистической компании рассказывал, что в этой компании уже давно установлена и эксплуатируется информационная система отечественной разработки. Все сотрудники до последнего времени ею были довольны. Теперь же, когда поставлена задача – построить план перевозочного процесса, в системе не хватает данных.
Ему посоветовали взять данные из имеющейся базы данных эксплуатируемой системы и построить транспортный финансовый план и производственную программу. На что он возмущенно возразил: «Вы не понимаете, вы говорите о фактических данных, а нужны плановые».
Во всех учебниках написано, что планирование осуществляется на основании фактических данных. В частности, при планировании работы автотранспортного предприятия важным показателем является среднесуточный пробег, который можно спланировать по фактическим данным за прошлый период, которые имеются в информационной системе.
К сожалению, такой случай неединичный. Приходится сталкиваться и с экономистами, и с бизнес-аналитиками, которые, по сути, являются счетоводами. Их функции практически свелись к постановке учета и составлению красивого отчета для начальства.
Никто не спорит, это необходимо. Однако никакой учет и информация сами по себе не могут, к примеру, увеличить прибыль или пресечь воровство. Они позволят принять правильные решения. Но для этого недостаточно наличия надежной, достоверной и оперативной информации. Необходимы знания, владение определенными методами и методиками, аналитическими инструментами лицами, принимающими решения.
Логистика сегодня является модным направлением деятельности, а термин этот каждый трактует по-своему. Даже известные специалисты и эксперты дают ему различные определения. Возможно, из-за разного его толкования и остается непонятным, в чем суть работы специалистов в области транспортной логистики.
Но чаще приходится сталкиваться с тем, что под завесой загадочности и некоего надуманного «сакрального смысла» скрывается обыкновенный недостаток знаний.
Или учитесь, или – до свидания, ищите другое место работы. Мы же не принимаем на работу людей, которые не умеют читать или писать. Чиновник, который не владеет элементарными навыками работы с 008 компьютером, не может эффективно работать, а стало быть, должен искать другое место работы. Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент РФ Из выступления на заседании Президиума Госсовета по развитию информационного сообщества РФ, Петрозаводск, 17.07.2
|
Выпускается специальная литература по логистике, в том числе и по транспортной. Проводятся исследования, особенно много их было в советское время. Различные логистические форумы, организуемые, в частности, ИТКОР, позволяют получить новую информацию и обменяться практическим опытом.
Поэтому представляется удивительным, что информационно-технологические разработки и специализированные прикладные решения, придающие деятельности компаний инновационный характер, с трудом внедряются на предприятиях, а порой и вовсе оказываются невостребованными.
Часть сотрудников опасаются при внедрении более совершенных методов управления и автоматизации последующего сокращения. Если учесть при этом, что предприятие находится в городе, в котором другой работы практически не найти, то перед руководителем стоит сложный выбор: или повысить эффективность предприятия, автоматизировав бизнес-процесс и сократив персонал, или оставить все как есть, тем самым сохранив рабочие места там, где мог бы работать компьютер.
Крайне нежелательно внедрение информационной системы для сотрудников, занимающихся различного рода хищениями и махинациями. В частности, на автотранспортных предприятиях это хищение топлива, запасных частей, использование техники компании в собственных корыстных целях.
Сегодня надо постоянно обновлять свои знания, совершенствовать навыки, в том числе осваивать компьютер и Интернет. Однако людям часто бывает тяжело перешагнуть через психологический барьер, признать, что надо чему-то заново учиться.
Преодоление всех препятствий или хотя бы их части при внедрении инноваций позволит предприятием не только выйти из кризиса с наименьшими потерями, но и определить путь дальнейшего развития.