Закон о полузащите

Определен новый порядок проверок хозяйствующих субъектов
| статьи | печать
Закон о полузащите

Недавно Президент РФ подписал новый Закон, призванный защитить бизнес от произвола чиновников при проведении проверок. Основные позитивные новации, главной из которых является, пожалуй, запрет на предварительный контроль планируемой деятельности, рассчитаны на малые и средние предприятия. Обсудим некоторые положения этого документа и попытаемся спрогнозировать его реальный вклад в борьбу с бюрократическим произволом.

 

От Москвы до самых до окраин...

Речь идет о Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон), который, за исключением отдельных положений, вступит в силу с 1 июля 2009 г.

Этот Закон приходит на смену еще действующему Федеральному закону от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 134-ФЗ), неэффективность которого давно стала для всех очевидной. Уже при сопоставлении наименований этих документов можно предположить о расширении сферы действия нового правового акта. И действительно, из его положений следует, что законодатель попытался ограничить муниципальную «вольницу» в области проведения проверок. Согласно ст. 2 Закона порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации. В то же время, анализируя иные нормы обсуждаемого документа, можно сделать вывод о том, что в любом случае местные чиновники при проведении проверок должны следовать некоторым общим правилам, установленным Законом.

 

Информация для размышления

В статье 3 Закона № 134-ФЗ было четко указано, на какие виды контроля он не распространяется. В обсуждаемом правовом акте такой ясности нет. Из п. 3 ст. 1 обсуждаемого документа следует, что его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к перечисленным в данном пункте контрольным и надзорным мероприятиям отдельных ведомств и структур. Таким образом, иные положения Закона носят вневедомственный характер. Остается только «вычислить» эти универсальные нормы.

Отмеченная нами неопределенность неизбежно приведет к конфликтным ситуациям. В связи с этим возникает вопрос: не пора ли законодателю задуматься о разработке единого закона, регулирующего процедуру проверок, осуществляемых различными ведомствами и структурами, изъяв при этом процессуальные нормы из соответствующих правовых актов?

 

Деятельность «на доверии»

Документы различного уровня во многих случаях предусматривают необходимость предварительного согласования даже нелицензируемой деятельности со многими инстанциями. Такие предписания фактически свидетельствуют о разрешительном характере бизнеса, что противоречит ст. 23 и 49 ГК РФ. Законодатель освободил определенную часть хозяйствующих субъектов от этой обременительной процедуры предварительного контроля. Согласно ст. 8 Закона организации и предприниматели обязаны уведомить уполномоченный федеральный орган о начале осуществления отдельных видов деятельности, перечень которых приведен в названной статье. При этом данное положение распространяется только на выполнение работ и услуг в составе указанных видов деятельности в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем. В обсуждаемом документе названы, в частности, гостиничные и бытовые услуги, общепит, розничная и оптовая торговля, отдельные виды перевозок. Из содержания этого перечня можно сделать вывод о том, что речь идет прежде всего о малом и среднем бизнесе. Также оговаривается, что предъявление требований о получении хозяйствующими субъектами разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых для начала осуществления деятельности, не допускается. Но при этом организации и предприниматели должны заявить о своей технической и иной готовности, неся за такое декларирование ответственность.

 

Определен главный защитник

Значительная роль в процессе организации и проведения контрольных мероприятий отведена прокуратуре. Статьей 9 Закона установлено, что в срок до 1 ноября соответствующие «контролеры» направляют в органы прокуратуры проекты ежегодных планов проведения плановых проверок для формирования Генеральной прокуратурой ежегодного сводного плана, который ежегодно размещается на официальном сайте указанного ведомства в срок до 31 декабря текущего года. Как общее правило, такие проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года.

А из ст. 10 Закона следует, что для проведения по установленным основаниям внеплановых проверок субъектов малого и среднего бизнеса необходимо получить согласие прокуратуры.

 

Хоть тысячу раз скажи «халва»...

В Законе, как и в его предшественнике, часто, как заклинание, упоминается слово «защита». Суждено ли этому слову воплотиться в явь или же все, как и прежде, останется на бумаге?

Анализ документа позволяет предполагать, что на улучшение положения реально может рассчитывать только малый и средний бизнес. Ведь именно на представителей этой сферы рассчитаны основные положительные нововведения. Вот только законодатель совершенно напрасно не удосужился сам установить льготный перечень конкретных работ и услуг. Это означает, что документ будут «сочинять» чиновники различных ведомств, чьи помыслы не столь чисты, как в самом верхнем эшелоне власти.

Гарантировать можно одно – увеличение объема межведомственной переписки и количества чиновников.