Как сохранить «продовольственный бизнес»

| статьи | печать

Новогодние праздники и кризисные факторы сыграли свою роль в смене ценников на продовольственные товары.

По данным Росстата, минимальный продуктовый набор в декабре 2008 г. в среднем по России подорожал по отношению к ноябрю на 1,1% – до 2116,4 руб. За весь минувший год стоимость набора выросла на 17,5%. В Москве минимальный набор продуктов на месяц в конце декабря стоил 2340,3 руб., что составило рост за месяц на 0,7% и за год – на 14,3%. В Санкт-Петербурге к концу 2008 г. набор стоил 2310,9 руб. (рост за месяц на 1%, за год – 19,9%). Самая высокая цена минимального продуктового набора зафиксирована в Чукотском автономном округе – 5603,6 руб.

В наступившем году, по прогнозам аналитиков Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), в условиях кризисной ситуации потребительские цены вряд ли удастся стабилизировать. Будет также наблюдаться падение спроса на ряд продуктов питания, что, в свою очередь, скажется на объемах и темпах их производства. Как ожидается, на прежнем уровне некоторое время будет находиться производство мяса и безалкогольных напитков. Это связано с ростом в последние годы инвестиций в свиноводческие комплексы и птицефермы со стороны коммерческих структур. Спрос же на безалкогольную продукцию остается без изменений уже несколько последних лет.

Уменьшение объемов производства отечественной продукции приведет к сокращению количества мелких и средних предприятий и снижению конкурентоспособности на рынках продуктов питания, уверен начальник отдела потребительского рынка и услуг ИТКОР А. Булеев. Наиболее значительное уменьшение объемов производства произойдет в секторе деликатесной мясной и рыбной продукции. Это в первую очередь будет связано со снижением уровня доходов большей части россиян.

Сокращение объемов производства повлияет и на качество продукции. Причина – наметившийся спрос у населения на продукты питания среднего и низкого ценовых сегментов. В условиях финансовой нестабильности кошельки граждан значительно «похудеют». Уже, согласно последним опросам, на более дешевые продукты переходят примерно 45% жителей России.

В 2008 г. по многим продуктам питания наблюдалось снижение объемов импорта. Ведущий научный сотрудник
ИТКОР М. Кузьмичева считает, что эта тенденция в ближайшее время сохранится.

Возможно ли удержание «продовольственного бизнеса» на плаву? По данным наших аналитиков, требуется комплекс оперативных антикризисных мер. Ученые старейшего в стране научно-исследовательского подразделения (ИТКОР – правопреемник созданного в 1966 г. головного экономического института Госснаба СССР) готовы предложить заинтересованным организациям конкретные решения насущных проблем.

http://www.itkor.ru