В последнюю декаду декабря прошлого года было принято 10 законов, вносящих изменения в Налоговый кодекс РФ. Предлагаем наш комментарий. Обратите внимание, что не все поправки начинают действовать с 1 января, некоторые из них вступают в силу в течение года, а некоторые можно применять задним числом.
Подарок регионам
Напомним, что с 01.01.2009 ставка налога на прибыль составляет 20%. При этом п. 1 ст. 284 НК РФ в редакции Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ было предусмотрено следующее соотношение: 2,5% – в федеральный бюджет; 17,5% – в региональный.
Федеральный закон от 30.12.2008 № 305-ФЗ (полный текст опубликован в «ЭЖ Досье», стр. 07) немного подкорректировал соотношение в пользу регионов. В результате в 2009 г. в федеральный бюджет зачисляется сумма налога, исчисленная по ставке в размере 2%, а в бюджеты субъектов РФ – 18%.
О бюджетных средствах на капремонт жилья
Федеральным законом от 30.12.2008 № 323-ФЗ установлен порядок определения в 2009 г. минимального объема долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств региональных и (или) местных бюджетов.
Этим же Законом подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен новым абзацем. Теперь средства бюджетов, выделяемые на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», признаются целевым финансированием в целях гл. 25 НК РФ.
При получении указанных средств осуществляющие управление многоквартирными домами ТСЖ, жилищные, жилищно-строительные или иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах, не должны признавать их доходом при налогообложении прибыли. Соответственно затраты, осуществленные за счет данных средств, не должны учитываться в составе расходов.
Напомним, что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Положения нового абзаца подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2008. Следовательно, если организация уже учла полученные из бюджетов средства на капремонт как доход, а затраты за их счет – как расход в целях налогообложения прибыли, то сейчас придется все пересчитать и подать уточненные декларации по налогу на прибыль за соответствующие периоды 2008 г.
О рыбных хозяйствах
Множество изменений внесено в НК РФ и другие законодательные акты Федеральным законом от 30.12.2008 № 314-ФЗ (полный текст опубликован в «ЭЖ Досье», стр. 02). Этот закон касается предприятий рыбохозяйственного комплекса.
Нужно отметить, что не все поправки, внесенные этим «рыбным» законом, оказались в пользу налогоплательщиков. Начнем с неблагоприятных изменений.
Напомним, что с 01.01.2009 вступили в силу изменения в гл. 25.1 НК РФ «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» (Федеральный закон от 06.12.2007 № 333-ФЗ). Согласно новому п. 8 ст. 333.3 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию и (или) переработку доставленных на территорию РФ добытых (выловленных) водных биологических ресурсов, ставки сбора за каждый объект устанавливаются в размере 10% обычных ставок ставок сбора (предусмотренных п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ). Сбор по льготной ставке уплачивается разовым платежом (новый п. 2.1 в ст. 333.5 НК РФ). Для подтверждения права применения льготной ставки налогоплательщики должны представить в налоговые органы по месту своего учета документы, перечень и порядок представления которых устанавливаются Правительством РФ.
Однако, только начав действовать, новые нормы (п. 8 ст. 333.3 и п. 2.1 в ст. 333.5 НК РФ) утратят силу с 31.01.2009. Это предусмотрено Законом № 314-ФЗ. Так что те рыбхозы, которые рассчитывали на упомянутую льготу, должны спешно пересмотреть свои бизнес-планы на 2009 г.
А вот о чем действительно им стоит подумать, так это о возможности перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Законом № 314-ФЗ внесено немало изменений в гл. 26.1 НК РФ. В частности, предусмотрено, что на уплату ЕСХН могут переходить при выполнении ряда условий не только градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, но и другие рыбохозяйственные организации и даже индивидуальные предприниматели.
Причем рыбхозы еще не опоздали с переходом. Статьей 6 Закона № 314-ФЗ специально предусмотрено переходное положение. Сельскохозяйственные товаропроизводители – рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на ЕСХН с 01.01.2009, вправе подать в налоговые органы по своему месту нахождения (месту жительства) заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога не позднее 15.02.2009. Это реально сделать при соблюдении следующих условий:
средняя численность работников рыбхоза, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за 2007 и 2008 г. не превышает 300 человек;
в общем доходе от реализации за 2008 г. доля дохода от реализации уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;
рыбхоз осуществляет рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих ему на праве собственности, или использует их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Наличие у рыбохозяйственной организации филиала или представительства не является препятствием для перехода на ЕСХН (подп. 1 п. 6 ст. 346.2 НК РФ утратил силу – Федеральный закон от 22.07.2008 № 155-ФЗ).
Еще необходимо сказать о ввозе на российскую территорию российских судов рыбопромыслового флота, в отношении которых за пределами таможенной территории РФ были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации. Если указанные работы были завершены до 01.09.2008, а обратный ввоз осуществлен с 31.12.2008 по 31.12.2009, то к этому ввозу применяется льгота по НДС (новый подп. 15 в ст. 150 НК РФ).
Кроме того, такой ввоз с 31.01.2009 полностью освобождается от таможенных пошлин и налогов (новый подп. «ф» в ст. 35 Закона РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе», новый абзац в п. 1 ст. 207 ТК РФ).
Вниманию страховщиков по ОСАГО
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2008 № 732 было приостановлено действие п. 48.1–48.3 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263). Ими при выполнении ряда условий предусматривается возможность прямого возмещения убытков. То есть когда потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, не страховщику виновной стороны, а непосредственно своему страховщику. После этого страховщики уже просто взаимодействуют между собой.
С 01.03.2009 приостановление прекращается и указанные пункты снова вступят в силу. В этой связи с той же даты вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 25.12.2008 № 282-ФЗ (полный текст опубликован в «ЭЖ Досье», стр. 02) в некоторые статьи НК РФ.
Так, денежные средства на прямое возмещение убытков потерпевшему по ОСАГО, полученные страховщиком потерпевшего от страховщика виновного лица, не должны признаваться доходом в целях налогообложения прибыли (новый подп. 39 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно в расходах страховщик потерпевшего не сможет учитывать выплаты потерпевшему, осуществленные в порядке прямого возмещения убытков (новый п. 48.10 ст. 270 НК РФ). При этом услуги страховщика потерпевшего по прямому возмещению убытков потерпевшему не должны облагаться НДС (новый абзац в подп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Страховщик же виновной стороны может учесть выплату в составе расходов на дату поступления от страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков, требования об оплате возмещенного им вреда потерпевшему (новая ч. 9 ст. 330 НК РФ). При этом оплату услуг сторонних специалистов (в том числе экспертов, оценщиков, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов) смогут учесть в расходах, на наш взгляд, и тот и другой страховщик (абз. 5 подп. 9 п. 2 ст. 294 НК РФ).
Перекупщикам авто нужно знать
С 01.04.2009 в ст. 154 НК РФ появится новый п. 5.1 (Федеральный закон от 04.12.2008 № 251-ФЗ). Согласно ему при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, налоговая база определяется как разница между продажной ценой с учетом НДС и покупной ценой. При этом сумму налога нужно будет рассчитывать по расчетной ставке.
Пример
Комиссионный магазин приобрел у частника автомобиль за 100 000 руб., а реализует его за 150 000 руб., включая НДС. Определим сумму НДС.
Вариант 1.
Момент определения налоговой базы – до 01.04.2009.
В силу п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база определяется как продажная (рыночная) цена автомобиля без учета НДС. Следовательно, сумма НДС, подлежащая начислению в бюджет:
150 000 руб. : 118% х 18% = 22 881 руб.
Вариант 2.
Момент определения налоговой базы – с 01.04.2009.
Сумма НДС, подлежащая начислению в бюджет:
(150 000 руб. – 100 000 руб.) : 118% х 18% = 7627 руб.
Напомним, что при наличии предоплаты согласно п. 1, 14 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы помимо дня отгрузки является также и день предоплаты. При этом налог, начисленный по предоплате, подлежит вычету в момент начисления налога при отгрузке (п. 6 ст. 172 НК РФ). Следовательно, если организация в марте получит предоплату за автомобиль, а передаст его покупателю по акту только в апреле, то начисленный в марте по старым правилам НДС можно будет принять к вычету. А поскольку НДС по отгрузке будет в апреле рассчитываться по новым правилам, можно будет предъявить к возмещению излишне начисленную в бюджет сумму НДС.
Госпошлина: и больше, и меньше
Сразу пять законов вносят изменения в гл. 25.3 НК РФ – федеральные законы от 22.12.2008 № 263-ФЗ (полный текст опубликован в «ЭЖ Досье», стр. 07), от 22.12.2008 № 264-ФЗ, от 22.12.2008 № 272-ФЗ, от 30.12.2008 № 311-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ.
С 26.01.2009 в п. 1 ст. 333.33 НК РФ появятся новые подп. 20.3, 20.4 и 87, предусматривающие следующие размеры госпошлины:
- за госрегистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, – 100 руб.;
- за госрегистрацию доли в праве общей собственности на указанные участки – 50 руб.;
- за выдачу удостоверения (его дубликата) частного охранника – 600 руб., переоформление такого удостоверения в связи с продлением срока его действия – 200 руб., внесение в него изменений – 100 руб.
Также с 26 января появятся две новые льготы. Не нужно будет уплачивать госпошлину за госрегистрацию ограничений (обременений) прав на земельные участки, используемые для северного оленеводства (новый подп. 4.2 в п. 3 ст. 333.35 НК РФ), а также за погашение регистрационной записи об ипотеке (изменения в подп. 6 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).
С 30.01.2009 от уплаты госпошлины будут освобождаться госорганы и органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков в арбитражных судах (новый подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ).