Законопроект, вносящий изменения в Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) и направленный на стабилизацию ситуации на рынке труда, принят Госдумой в третьем чтении.
Начавшийся финансовый кризис в первую очередь негативно сказался на трудовой части населения, породив волну сокращений рабочих мест, задержку выплаты заработной платы, в целом создав нестабильную ситуацию на рынке труда и занятости населения.
Проект, вносящий изменения в Закон о занятости, ставит перед собой цель по возможности на законодательном уровне нивелировать сложившуюся ситуацию на рынке труда, в первую очередь путем усиления контроля со стороны Правительства РФ.
В настоящее время большинство программ, связанных с содействием развитию рынка труда и занятости населения, осуществляются органами государственной власти субъектов РФ на средства, полученные ими из федерального бюджета в виде субвенций. Однако осложнившаяся на рынке труда ситуация требует усиления в этой части роли федеральных органов власти.
Законопроектом предоставляется право Правительству РФ разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности ситуации на рынке труда в отдельных субъектах РФ. К таким мероприятиям могут, в частности, относиться опережающая переподготовка работников, находящихся под риском увольнения, программы развития общественных и временных работ для временно не имеющих работу граждан и другие. Для этих целей проектом предоставляется Правительству РФ право образовывать резерв бюджетных ассигнований при формировании федерального бюджета.
При сложившейся финансовой ситуации на рынке работодатель в последнее время стал все чаще использовать предоставленное ему трудовым законодательством право вводить режим неполной рабочей недели.
Напомним, что ст. 74 ТК РФ предусмотрена возможность введения режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до 6 месяцев с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, в случае когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, возможны массовые увольнения работников. При этом законодатель, не установив четкого перечня случаев, по причине возникновения которых работодатель может вводить этот режим неполной рабочей недели, отдал этот вопрос для решения работодателю.
Проект устанавливает обязанность для работодателя при введении режима неполного рабочего дня (рабочей недели), а также при приостановке производства в письменной форме сообщать в органы занятости населения не позднее чем за 10 календарных дней до начала этих мероприятий. Эта мера позволит осуществлять мониторинг ситуации на рынке труда и вовремя принимать соответствующие адекватные меры.
Кроме того, в целях повышения защищенности граждан, «вынужденных» работодателем уволиться по собственному желанию, проектом предусматривается установление пособия по безработице для данной категории граждан в процентном отношении к среднему заработку, но не выше максимальной величины пособия с выплатой в течение 12 месяцев независимо от наличия уважительных причин увольнения.
(Проект № 137006-5)