«Молочный кодекс»: от стойла до стола

Вступил в силу Закон, регулирующий производство и реализацию молочной продукции
| статьи | печать
«Молочный кодекс»: от стойла до стола

Сегодня мы обсудим правовые вопросы Федерального закона от 12.06.2008 № 88 - ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Закон), вступившего в силу 19 декабря с.г., экономические аспекты которого уже рассматривались нами ранее («ЭЖ» № 45 за 2008 г., стр.  20). В данном документе сведены воедино (а по сути, кодифицированы) положения, регулирующие сферу, отдельные части которой объединены понятием «молоко». Закон должен стать настольной книгой для всех, кто связан с производством и реализацией этого важного для жизни продукта и производных от него товаров.

 

Законодатель не поленился

Федеральный закон как вид правовых актов, уступающий по своему значению только Конституции РФ, конечно же не может предусмотреть всех нюансов регулируемых им отношений. Поэтому он, как правило, содержит так называемые отсылочные нормы, которые делегируют различным госструктурам право принимать документы, детализирующие его положения.

Однако практика показывает, что эти структуры своими нормативными актами зачастую искажают «дух и букву» закона. А порой они просто игнорируют его предписания, годами не принимая нужных документов. Кроме того, нередко законодатель явно «ленится», формулируя положения слишком «общо», давая простор ведомственным фантазиям. Именно поэтому мы так часто и критикуем «народных избранников» за их неоправданное доверие к чиновникам.

Но на сей раз законодатель постарался сам сформулировать все ключевые положения. Так, ст. 4 Закона содержит 102 определения понятий, используемых в этом правовом акте, от «молока» до «заменителя молочного продукта». И это, по нашему мнению, вполне оправданно. Дело в том, что производители и продавцы зачастую под видом натуральных молочных продуктов «пропихивали» потребителям различные суррогаты, что можно было обнаружить, лишь вооружившись лупой для чтения перечня использованных ингредиентов (да и то не всегда). Теперь же соответствующие товары должны именоваться своими подлинными именами. 

Обширная сфера применения Закона очерчена в его ст. 1 и 2, из содержания которых следует, что обсуждаемый правовой акт устанавливает объекты технического регулирования, которыми являются:

  • молоко и молочная продукция, выпущенные в обращение на территории России;
  • процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Кроме того, Закон устанавливает в отношении названных объектов требования к безопасности, правила их идентификации, правила и формы оценок соответствия и его подтверждения. Обсуждаемый правовой акт также определяет требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах, предоставляемой потребителям на упаковке этих продуктов и в сопроводительных документах.

 

Важно нам твое коровье драгоценное здоровье!

Примечательно, что конкретные требования к безопасности сырого молока и сырых сливок, являющихся основой для всех молочных продуктов, определены теперь на законодательном уровне. Так, из ст. 5 Закона следует, что сырое молоко должно быть получено от здоровых сельскохозяйственных животных на территории, благополучной в отношении инфекционных и других общих для человека и животных заболеваний.

При этом изготовитель обязан обеспечить безопасность молока в целях отсутствия в нем остаточных количеств ингибирующих, моющих, дезинфицирующих и нейтрализующих веществ, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), лекарственных средств (в том числе антибиотиков), применяемых в животноводстве в целях откорма, лечения скота и (или) профилактики его заболеваний.

Вопросам подтверждения соответствия молока и продуктов его переработки установленным требованиям посвящена гл. 11 Закона. В частности, ст. 31 и 32 обсуждаемого правового акта устанавливают процедуры обязательного подтверждения соответствия в форме его декларирования и обязательного подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации продуктов переработки молока. Схемы такой сертификации приведены в п. 5 ст. 32 Закона.

Значительны по информационному объему 19 приложений к данному правовому акту, в которых, в частности, приводятся допустимые уровни содержания различных веществ в молочных продуктах и показатели их идентификации.

 

«Притирка» и «обкатка»

Вступление в силу любого правового акта – процесс непростой. В данном же случае все осложняется тем, что Закон по своему содержанию не имеет «предшественников». Поэтому требуется значительная работа, связанная с приведением законодательства (включая и подзаконные документы) в соответствие с Законом. Речь идет как о выявлении нормативных актов, прекращающих свое действие, так и о внесении изменений в действующие. В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2008 № 44 указывается на необходимость проведения такой работы. Кроме того, несмотря на отмеченную нами детализацию, обсуждаемый правовой акт все же требует принятия уточняющих его документов.

В этот переходный период большое значение имеют разъяснения, исходящие от Роспотребнадзора. Так, в Письме данного ведомства от 20.10.2008 № 01/11734-8-31, в частности, указывается, что при оформлении санитарно-эпидемиологических заключений следует обращать внимание на соответствие терминологии, требований безопасности, приводимых в технических (проектных) документах, терминологии и требованиям, установленным Законом. Также отмечается, что заключения, по которым изготавливаются молоко и продукты его переработки, выдаются без ограничения срока действия. А при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции на соответствие Закону допускается применение соответствующих правил и нормативов, не противоречащих ему.

В Письме Роспотребнадзора от 18.11.2008 № 01/13293-8-32 обращается внимание на то, что согласование с органами этого ведомства изменений к техусловиям в случае изменения терминологии и неизменности состава продукта осуществляется исключительно на основании заявления их разработчика на безвозмездной основе в срочном порядке. А в случае если в технологию изготовления, состав продукции в связи с вступлением в силу Закона не вносятся изменения, носящие гигиеническое значение, процессы производства соответствуют его требованиям, экспертиза проектных документов, выпускаемой по измененным документам, проводится лишь в части определения соответствия терминологии, предусмотренной техническими регламентами. При этом стандарты организации согласованию с органами Роспотребнадзора не подлежат.

Это же ведомство издало Приказ от 08.12.2008 № 793
«О гигиеническом сертификате на молоко и молочную продукцию», в котором, в частности, указывается, что выдача названного документа осуществляется в порядке, предусмотренном Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224.

Отметим также принятое на основании Закона Постановление Правительства РФ от 15.12.2008 № 956, которым утвержден список молока и молочной продукции, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с их назначением на таможенной территории России.