Слава Тебе, Господи! Дождались мы светлых дней Рождества Христова! Возвеселимся же теперь и порадуемся!
Святая Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселье в эти дни, учредила перед ними пост, чтобы, вступая в них, мы чувствовали себя как бы выходящими на свободу. При всем том она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни Святками, требует, чтобы самое веселье наше в течение их было свято, как они святы.
А чтобы не забылся кто, веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа, которой остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: «Христос рождается – славьте!».
Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет! Но если, думая о Рождестве, вы невольно из глубины души воскликнете: «Слава Тебе, Господи, что родился Христос!» – этого и довольно. Это будет тихая песнь сердца, которая пройдет небеса и войдет к Самому Богу.
Дело, совершенное родившимся Господом, касается каждого из нас! Вступающие в общение с Ним принимают от Него свободу, врачевание, мир, обладают всем этим и вкушают сладость того. Тем, которые испытывают это в себе, незачем говорить: «Радуйтесь», потому что они и не могут не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и говорить: «Радуйтесь» – они не могут радоваться.
Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему: «Радуйся избавлению» – не возрадуется. Покрытому ранами грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет свободно устрашаемый грозой гнева Божия? Таким можно только сказать: «Пойдите к Младенцу повитому, лежащему в яслях! Ищите у Него избавления от всех зол, ибо этот Младенец – Христос Спас мира!»
Начнутся теперь увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти... Любящим все это сколько ни говори: «Укротитесь!» – они затыкают уши свои и не слушают и всегда доведут светлые дни праздника до того, что заставят милостивого Господа отвратить очи Свои от нас и сказать: «Мерзость Мне все эти празднества ваши!»
И действительно, многие из наших общественных увеселений воистину есть мерзость языческая, то есть одни прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие, хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И как будто нарочно они изобретаются в большем количестве в дни Рождества и Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю мира – мучителю своему, противнику Божию, повод говорить к Богу: «Что сделал Ты мне Рождеством Своим и Воскресением? Все ко мне идут!»
Нас увлекает «просвещенная Европа»... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие, оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок.
Если опомнимся, конечно, ничего не будет, а если не опомнимся, кто знает, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему.
Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Знайте, православные, что Бог поругаем не бывает, и зная это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом. Освятите светлый праздник святыми делами, занятиями и увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них Святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев и развратников, не знающих Бога!
Христос рождается – славьте!