Дестабилизация финансовых рынков и снижение хозяйственной активности подбросили дров в начавшую угасать дискуссию об уровне налоговых изъятий в экономике Российской Федерации. Но нельзя реформировать налоговую систему «на злобу дня» для решения текущих проблем. Единственно верный повод для налоговых преобразований – достижение стратегических целей страны.
Фискальная милостыня
Займы в российских и зарубежных банках стали дороги и доступны далеко не каждой организации. Ухудшение состояния фондового рынка ограничивает возможности привлечения средств через акции и облигации. В период наибольшего обострения финансовой ситуации возник соблазн снизить уровень налогообложения и за счет этого предоставить дополнительные средства для поддержания производственных мощностей, занятости и инвестиционного спроса.
Однако не факт, что этот ход даст ожидаемый результат и высвободившиеся средства не будут использованы, например, для приобретения валюты или активов за рубежом.
Кроме того, социальные и иные обязательства консолидированного бюджета РФ очень велики. В условиях снижения поступлений от топливно-сырьевого сектора и существенного ухудшения показателей платежного баланса органы государственного управления рискуют получить бюджетный дефицит.
Снижение уровня налогообложения может оказаться сродни наполнению каналов денежного обращения массой денег, не обеспеченной товарным покрытием. Рост цен – более вероятный результат этой меры, чем рост инвестиций в основной капитал.
При дополнительной денежной накачке и двузначной инфляции вряд ли можно надеяться на устойчивое повышение удельного веса накоплений и рост инвестиционной и инновационной активности в реальном секторе. Впрочем, и усиление налогового пресса сейчас тоже вряд ли уместно.
Толчок к инновациям
Кризис не продлится более 1,5–2 лет, после чего вновь потребуются изменения в налоговом законодательстве. Во-первых, исчезнут основания для антикризисной налоговой либерализации. Во-вторых, бюджетные обязательства надолго не «подморозить»: объем налоговых поступлений придется увеличить хотя бы в целях обеспечения национальной безопасности и социальной стабильности. А частые изменения законодательства – верный способ снижения взаимного доверия участников экономической деятельности и государства.
В отсутствие доверия не будет и расширения горизонтов хозяйственного видения, не обозначатся среднесрочные цели и планы по их достижению. Именно масштабные цели и планы являются предтечей образования инвестиционных потоков, превращающихся в конечном итоге в высокопроизводительные рабочие места.
Руководство Российской Федерации назвало важнейшей долгосрочной задачей страны переход на инновационный путь развития. Мы должны создать экономику, интенсивно преобразующую результаты научных исследований и технических разработок в качественно новые продукты и технологические процессы.
Активизация инновационной деятельности не будет достигнута без преодоления пассивного отношения предприятий к внедрению инноваций. Ключ к повышению инновационной (инвестиционной) активности предприятий следует искать в области налогообложения.
Сложившаяся налоговая система, действительно, имеет ряд серьезных недостатков. Среди них превалирование фискальной функции налогов; неравномерное распределение фактической нагрузки по различным видам экономической деятельности; отсутствие четких принципов и критериев предоставления налоговых льгот. Для внесения крупных изменений в налогообложение есть основания.
Но не следует отождествлять кропотливую работу по формированию налогового механизма антикризисной профилактики с оперативной кризисной диагностикой и дефектоскопией финансово-экономической системы.
Предваряя налоговые преобразования, необходимо четко определить содержание и цели налоговой политики при переходе от консервативного энергосырьевого к прогрессивному интеллектуально-инновационному хозяйственному укладу.