Кабинет министров одобрил текст законопроекта, предполагающего ряд изменений в действующий Закон «О защите конкуренции». Документ, в частности, предусматривает резкое повышение пороговых значений активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок.
Проект закона уточняет порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации и оказывающих влияние на состояние конкуренции на территории страны. Он конкретизирует порядок определения монопольно высокой (низкой) цены товара, предусматривая возможность использования затратного критерия при отсутствии на территории России сопоставимого товарного рынка.
Предлагаемые изменения также направлены на предупреждение создания дискриминационных условий естественными монополиями. За Правительством закрепляется право определять правила недискриминационного доступа на товарные рынки, а также к товарам, производимым (реализуемым) монополиями.
Документ предусматривает ужесточение требований к действиям органов власти путем введения запрета на предоставление государственной и муниципальной преференции, за исключением установленных законом случаев.
При этом проект закона вносит изменения, уточняющие основания предоставления государственных и муниципальных преференций, а также порядок получения органами власти разрешения антимонопольного органа на них.
Ряд поправок имеет целью предотвратить монополизацию товарных рынков. Данные изменения направлены на создание более эффективного механизма контроля экономической концентрации. Они также уточняют перечень сведений, представляемых в антимонопольный орган, в частности, о реальных владельцах компаний.
Законопроект существенно повышает пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, иных действий или его уведомление. Пороговые значения для предварительного согласия по активам повышаются с 3 млрд до 7 млрд руб., а пороговые значения по обороту компании повышаются с 6 млрд до 10 млрд руб.
Документ исключает необходимость предварительного согласования в рамках контроля экономической концентрации сделок по приобретению земельных участков, зданий, строений, объектов незавершенного строительства.
Указанные предложения позволят существенно снизить административную нагрузку на средний бизнес и сосредоточиться на серьезных нарушениях антимонопольного законодательства.