Чиновники доработали и приняли во втором чтении новую редакцию закона о госконтроле за юридическими лицами. Согласно проекту проверки юрлиц государственными органами вне налогового, банковского и валютного надзора могут проводиться не чаще 1 раза в 3 года. Малые предприятия будут проверять не более 50 часов.
Генпрокуратура составит сводный план таких проверок, что позволит исключить их дублирование контролирующими инстанциями по одним и тем же поводам.
Так, в середине декабря Госдума приняла во втором чтении законопроект о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора). Проект был разработан Минэкономики как замена действующему с 2001 г. Закону с таким же названием и принят Госдумой 17 сентября этого года во исполнение Указа Президента РФ о снижении административного давления на бизнес. Также в развитие президентского Указа Госдума приняла во втором чтении проект федерального закона об ограничении прав милиции при проверках предприятий.
Законопроект о защите прав юрлиц не распространяется на валютный, налоговый и банковский надзор. Главным моментом данного проекта стало введение уведомительного порядка создания предприятия в наиболее популярных для малого бизнеса сферах — торговле, бытовых услугах, общепите, а также ограничение проверок предприятий госорганами. Согласно статистике Минэкономики, сейчас действует около 30 видов госконтроля по 134 законам. В год проходит более 20 млн проверок предприятий, которые часто дублируют друг друга. Государство тратит на это около 162 млрд руб.
Действующий Закон лишь устанавливает, что проверка предприятия не может длиться более месяца и может проводиться только раз в 2 года. Принятый законопроект расширяет эти ограничения. Проверять одно предприятие, кроме предприятий здравоохранения и образования, можно будет лишь 1 раз в 3 года (поправка ко второму чтению президентских юристов), проверка не должна длиться больше 20 рабочих дней. Срок проведения проверки не может превышать 15 часов для микропредприятий и 50 часов — для малых.
Депутаты уточнили и процедуру согласования внеплановых проверок органами контроля с Генпрокуратурой. В частности, в проекте установлены все случаи, когда прокурор должен отказать в проведении внеплановой проверки. Например, при:
- отсутствии законных оснований;
- несоответствии предмета проверки компетенции органа госконтроля и проверки;
- попытке нескольких органов госконтроля проверить одни и те же обязательные требования к предприятию.
Более того, депутаты с 1 января 2010 г. (другие нормы закона вступают в действие с 1 июля наступающего года) решили ввести согласование планов проверок органов контроля с Генпрокуратурой и формирование ею сводного плана проверок.