У российской промышленности наконец-то появился реальный шанс ликвидировать отставание, накопившееся за годы перестройки. Создана мощная Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база», на реализацию которой выделены значительные федеральные бюджетные средства. Об этом пишут в прессе, показывают по телевидению: все красиво, важно, а главное, нужно. Фасад события действительно впечатляет, равно как и его обратная сторона, но уже чудесами иного рода...
«Не путай личную шерсть с государственной»
Итак, предприятию выделили федеральные бюджетные денежные средства (далее – ФБ-средства), например, на программное обеспечение САПР (системы автоматизированного проектирования) и вычислительную технику к нему.
«Чтоб у нас все было и нам за это ничего не было!» – произнес как молитву замминистра, подписывая соглашение о распределении ФБ-средств на развитие технологической базы с одним из предприятий машиностроения на сумму 60 млн руб. Нашлись люди, которые пошли на его условия. Многие отказались, а эти согласились, значит, знают как... В самом деле – получают «бесплатные» бюджетные деньги, не оставлять же замминистра без его интереса! А на то, что финансовое положение предприятия не позволяет эти средства получать, закроем глаза.
Схема предельно проста: бюджетные деньги выделяются в объеме, в 4 раза превышающем фактически необходимый, с указанием, через какое предприятие их нужно провести. Оно, в свою очередь, знает, на какую фирму их перечислить, чтобы и чиновника не забыть. Все оформляется необходимыми, грамотно составленными документами, чтобы комар носа не подточил, а что касается замминистра, так «Сатурн почти не виден», управлять он будет дистанционно.
Данная схема – наиболее популярная и безобидная (в смысле «неуловимости», то есть доказуемости в причастности настоящего инициатора – ее заказчика, а также участников сделки в необоснованном обогащении или легализации денежных средств).
Схема идеальна тем, что, несмотря на взаимозависимость и взаимодействие всех ее участников, каждый отвечает за свою часть, а каждая часть по отдельности в явном виде не несет уголовной составляющей. Изучать последствия такой схемы надо по всей цепочке, а не частями.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ!
Особенность подобных технологий в том, что противоправные действия выражены не напрямую, а косвенно – через ряд не столько противоправных действий, сколько умышленного бездействия.
Виноватых нет...
Итак, создана схема, когда за хищения федеральных бюджетных средств и их легализацию спросить вроде бы не с кого, хотя на самом деле кто принимает противоправные решения по движению денежных средств, тот и причастен, поэтому должен отвечать. Участники сделок по приведенной схеме подстраховываются «железной» логикой с псевдоюридической составляющей (на случай, если объявятся представители УБОП). Какова логика каждого звена этой цепи? Сейчас узнаете.
- Логика чиновника – распорядителя бюджетных средств, теневого организатора, заказчика сделки: «Я исполняю свою работу в соответствии с должностной инструкцией. Предприятие само обосновывает потребность в ФБ-средствах. Я не в состоянии перепроверять запрашиваемую сумму, да это и не входит в мои функции. Что же я нарушил?»
Логика руководителей предприятия-заказчика – получателя ФБ-средств: «Мы ничего не присвоили! Пусть купили дороже – так рынок продиктовал. А где и почем поставщик купил, этого он не скажет – коммерческая тайна. Ну не хватило нам ума разобраться – за это ведь не сажают!»
Логика руководителей фирмы-«прокладки»: «Нам дали такой договор с определенной суммой, перечнем программного обеспечения и вычислительной техники. Мы же не будем в предпринимательской деятельности соблюдать интересы покупателя?! Мы работаем в соответствии с требованиями ст. 2 ГК РФ. Докладывать покупателю, где и почем купили товар, не обязаны, таких условий в договоре нет».
Логика руководителей фирмы-«однодневки» (если ее все-таки найдут): «Мы вообще ничего не знаем. Нам одна предпринимательская структура предложила – мы, другая предпринимательская структура, согласились. Все в соответствии с договором, подписанным в двустороннем порядке. Мы ни перед кем не отчитываемся, какая у нас рентабельность и кто какую заработную плату получает».
Далее подробно рассмотрим роль каждого участника схемы, докажем его заинтересованность в совершенной сделке и дадим юридическую оценку происходящему.
Удивительное – рядом
А все же почему «серые» схемы у нас в стране сходят с рук, малораскрываемы? Понятно, что при «отмывании» больших денег их хватит и на всех нужных ответственных лиц, чтобы это не выходило наружу. Понятно, что здесь хорошо поработали юристы, основная задача которых сводилась к поиску «дыр» в законах и их умелому использованию в интересах заказчика – опять-таки за хорошее вознаграждение. Почему же так мало исков по схемам, где усматриваются ст. 168 ГК РФ «Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам», ст. 159 «Мошенничество», 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» и ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» УК РФ? Тому есть ряд причин:
– подавать такие иски некому, поскольку права и имущественные интересы участников сделки не нарушены;
– потерпевшей стороной является предприятие, у которого возникли убытки, но оно не может написать исковое заявление на своих же руководителей, которые его ограбили;
– если кто-то из участников сделки действовал с превышением полномочий – так это еще не доказано: в каком документе прописаны полномочия, чтобы оценить их превышение? Сами участники сделки доказывать это не будут;
– вторая потерпевшая сторона – бюджет, у которого явно убытки не возникли, но и он не может как физическое лицо написать исковое заявление на своих руководителей, которые его ограбили. Бюджет пострадал? А кому от этого стало плохо? Отношение к бюджету осталось на уровне «ты хозяин, а не гость, унеси хотя бы гвоздь»;
– надо хорошо разбираться в предметной и смежных областях, чтобы найти «хвостик, за который можно вытянуть льва», а это не все умеют и хотят, поскольку чрезмерная инициатива наказуема в лучшем случае личными неприятностями, а в худшем – потерей работы и здоровья.
Первая составляющая схемы – соглашение между министерством и предприятием (первым получателем бюджетных средств).
В соглашении фиксируется размер ФБ-средств, которые выделяются уже в завышенном размере, но кроме директора предприятия и замминистра об этом никто не знает. Соглашение составлено юридически грамотно, в типовом порядке, но в нем прописаны и такие пункты:
- предприятию вменяется «осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета»;
- сумму указанных федеральных бюджетных средств следует «отразить в уставном фонде предприятия»;
- предприятие обязано нести полную ответственность за перечисление денежных средств третьим лицам (в нашем случае – фирме-«прокладке»).
Таким образом, теперь предприятие, а не министерство полностью и в соответствии с требованиями БК РФ № 145 от 31 июля 1998 г. отвечает за расходование федеральных бюджетных средств в сумме 60 млн руб. Кстати, Бюджетным кодексом предусмотрен ряд уголовных статей за нецелевое расходование ФБ-средств, начиная со ст. 282 и далее. Руководители предприятия этих пунктов умышленно не замечают, а госчиновник снял с себя всякую ответственность.
Во исполнение указанного соглашения составляется второй компонент схемы – договор или государственный контракт на
60 млн руб. для приобретения программного обеспечения САПР и вычислительной техники к нему. В свете требования ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на исполнение этого договора был объявлен конкурс. Однако все делалось так, чтобы к конкурсу никто, кроме фирмы-«прокладки», не был допущен. А то еще объявят конкурс недействительным, да еще в суд пойдут отстаивать свои права!
Конкурс прошел по всем формальным признакам за 15 минут на предприятии-заказчике. Подумаешь, представителя фирмы не было на конкурсе, каких-то документов не хватало, какие-то были в виде ксерокопии... Руководители не сочли странным, что в документах, предъявленных на конкурс фирмой-«прокладкой», отсутствуют свидетельство налогоплательщика, бухгалтерская отчетность за последний отчетный период, паспортные данные руководителей. А ведь это может означать, что фирма не является налогоплательщиком, то есть предприятию грозят проблемы с налоговой инспекцией, потеря права на возмещение НДС. Ксерокопия лицензии, выданная Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на осуществление проектирования зданий и сооружений, не имела оборотной стороны. Состав деятельности (на какие виды работ допущена фирма-«прокладка») неизвестен.
Когда номера ксерокопии лицензии проверили через Интернет, оказалось, что в реестре Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству такие номера не фигурируют. Это означает либо отсутствие лицензии, либо подделку документов.
Опасения главного бухгалтера предприятия-заказчика руководители не восприняли. Любой правомерно заданный им вопрос воспринимался в штыки. Хорошо, что главбух, оскорбившись, не пришла на конкурс, а то бы заставила все записать в протокол. Члены комиссии понимали главную цель и смысл конкурса, а также роль единственной фирмы-участницы.
Итак, «в тяжелом бою» победила фирма-«прокладка», рекомендованная госчиновником. Протокол, как положено, подписали все члены комиссии, кроме отсутствующих, то есть главного бухгалтера, не подозревая, что дружно попали под статью УК РФ
(ч. 2, 3 ст. 210 «Организация преступного сообщества (преступной организации)»). Получается, что они все делали так, как велел «старший брат», – фактически это групповое нарушение законодательства, но внешне этого не видно, и они же спрашивают: «Что мы нарушили? Конкурс есть? Есть. Из одного участника? Да,
но больше никто не представил документы. Надо же, на ровном месте пристают!». А что все было сделано скрытно и так, чтобы в конкурсе, кроме намеченной фирмы, никто не участвовал, об этом умолчим. Авось пронесет!
Конкурсы, проводимые в соответствии с ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», как показывает практика, редко бывают объективными, со строгим соблюдением всех условий и процедур. Нарушения этого Закона можно разделить на уголовно наказуемые (ст. 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции») и административно наказуемые (ст. 14.21 КоАП РФ «Ненадлежащее управление юридическим лицом»), доказать не так трудно. Для этого надо прочитать все документы, начиная от утвержденных руководителем предприятия условий конкурса и объявления в газете о его проведении до протокола о «победителе». Иногда можно обнаружить настоящие перлы: например, в ксерокопии газеты есть объявление о конкурсе, а в ее оригинале – нет. Имел место и такой курьез: объявление в газету о конкурсе дал руководитель, который на самом деле уже умер. Практика показывает, что очень трудно навязать руководителям предприятия (организаторам конкурса) работу с той фирмой, с которой они сотрудничать не желают. Однако у кого деньги, тот и заказывает музыку, но закон нарушать нельзя.
ВАЖНО!
Нарушение условий конкурса – еще не преступление, но его симптом. Рассматривать надо договор с фирмой-победителем.
Анализируя договор с фирмой-«прокладкой», необязательно быть юристом, чтобы заметить, что никаких услуг эта фирма не оказывает. В результате изучения договора и приложений к нему выяснилось, что та же самая поставка программного обеспечения САПР и вычислительной техники у фирмы-производителя в 4 раза дешевле, то есть истинная цена договора – 15 млн руб., а не 60 млн.
Руководители предприятия-заказчика не обратились к производителю, что так естественно для хозяйственников, не изучили цены в других местах, то есть «не приняли все меры для надлежащего исполнения обязательств», не проверили достоверность сведений, не обеспечили документального их подтверждения. Действуя неприкрыто, наспех, лоббируя со всеми нарушениями проведения конкурса фирму-«прокладку», выдали свое преступное взаимодействие с другими участниками схемы.
При выявлении такой разницы заготовка «мы ничего не присвоили, не украли» выглядит детским лепетом. Ничего не украли? Да, на этапе перечисления бюджетных средств в банке фирмы-«прокладки» ничего не украли, но сделали все, чтобы в последней цепочке получить вознаграждение. «Старший брат» поделится. Ведь на будущий год опять захочется! Иначе не было бы смысла так рисковать, подставляя себя под уголовную ответственность (использование служебного положения, злоупотребление доверием, приписки). Ничего не присвоили? Но произвели растрату, перечислив денежных средств в 4 раза больше, чем требовалось (ст. 160 УК РФ «Присвоение или растрата»). Напомним, что в соответствии с соглашением предприятие, а не министерство полностью отвечает за расходование ФБ-средств, переданных третьим лицам.
Данное требование узаконено в ст. 25 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Руководитель унитарного предприятия, подписывая документы, должен действовать «в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно», иметь достоверную информацию от должностных лиц или иным способом о реальной стоимости контрактов с контрагентами и поставщиками поставляемого оборудования. Если предприятие не является унитарным, его руководитель согласно ст. 401 ГК РФ должен осуществлять «заботливость и осмотрительность, какая от него требуется по характеру обязательств и обычаям делового оборота».
Это обязательство было прописано в уставе предприятия и контракте его руководителя с министерством. Руководитель осознанно допустил отступление от принципов и несет всю полноту ответственности за соответствие написанного в документах тому, что надо подписать. Превышение цен в 4 раза рассматривается ст. 285-1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств», а с учетом участия фирмы-«прокладки» рассматривается п. 2 этой же статьи «То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере наказывается...». Вот он, «хвостик, за который можно вытащить льва»! Этого достаточно, чтобы квалифицировать действия руководителей предприятия по ч. 3 ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», а как соучастников хищения и легализации федеральных бюджетных средств – по ч. 4. ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере» и ч. 4 ст. 174-1 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного лицом в результате совершения им преступления».
Согласно ст. 298 БК РФ предприятие обязано будет вернуть все бюджетные средства и заплатить крупный штраф. Но не всем это по силам. Поэтому рассматриваемое предприятие-заказчик скорее всего объявит себя банкротом, и спустя некоторое время все спишется (опять же в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Списано – и с плеч долой. Так «зарываются» преступления. А руководители, как ни в чем не бывало, тут же создадут новую компанию...
Фирма «для битья»
Проанализировав совместный договор или контракт отмечаем, что через четырехкратное завышение цен прикрывается хищение бюджетных средств в крупных размерах. Руководители предприятия-заказчика видели, что реальной возможности у фирмы-«прокладки» осуществить поставку нет: ни сотрудников, ни имущества, ни помещений. Только расчетный счет, через который перечислили бюджетные средства. Никто не задал вопрос, что такого особенного сделала фирма, из-за чего так сильно выросли цены? Экономическое обоснование отсутствовало. Фактически договорная цена распределилась на 2 части: одна на осуществление поставки, а оставшаяся, на которую не получено адекватного исполнения, представляет собой завуалированное хищение денежных средств. Роль фирмы-«прокладки» – принять на себя удар, если нагрянет УБОП, выиграть время и транслировать сведения на фирму-«однодневку», которая к тому времени или исчезнет, или подделает документы, или они попросту сгорят, и доказывать будет нечего. У самой фирмы-«прокладки» все прекрасно: вот договор с предприятием заказчиком на сумму 60 млн руб., а вот – с фирмой-«однодневкой» на 59,97 млн руб.: «Нам по таким ценам продали».
Проигнорировав факты недостаточности документальных свидетельств, руководитель предприятия-заказчика подписал платежные поручения на фирму-«прокладку». Такие его деяния нельзя назвать неосторожными – они являются умышленными и осознанными. Цель: в последней цепочке получить свою долю.
Через Интернет был проверен адрес фирмы-«прокладки». Оказалось, что по указанным в документах адресу и телефонам таких существует 9, даже названия различаются всего на одну букву. Умышленно делается расчет на неосведомленность пользователей. Это значит, что фирма-«прокладка», возможно, «однодневка» или просто создана для иных целей (например, для проведения «серых» схем по отмыванию денежных средств). Попутно выяснилось, что такую работу могут выполнить в городе еще свыше 5 хорошо зарекомендовавших себя компаний. Однако публикация условий конкурса была настолько замаскированной, что их никто не видел.
Ранее предприятие с этой фирмой не работало. Как правило, если возникает новый контрагент, его представители приезжают на предприятие, знакомятся с первыми лицами, в том числе с главным бухгалтером, оставляют свои прайс-листы, координаты. Однако никто не приехал даже на конкурс. Подумаешь, какие-то 60 млн руб.! Никаких личных контактов между фирмой-«прокладкой» и предприятием-заказчиком на территории последнего, какой-либо официальной переписки не было. Это свидетельствует об отсутствии реальных хозяйственных операций (Определение ВАС РФ от 18 февраля 2008 г. № 989/08). Главный бухгалтер узнала о ней только по документам, информация по которым была неполной. Когда же запросила ксерокопии паспортов руководителей и последней бухгалтерской отчетности, ей отказали руководители своего же предприятия, что было странным.
Роль фирмы-«однодневки»
Фирма-«однодневка» существует до тех пор, пока никто не заинтересуется основным ее назначением. Иногда это несколько лет.
В рассматриваемом примере она является третьим получателем ФБ-средств, где и «отмываются» денежные средства, которые возвращаются организатору цепочки и ее участникам. Известна двум-трем участникам сделки, никому не подконтрольна. Зарегистрирована как юридическое лицо по подставным документам, налогов не платит; лицо, подписавшие чек на получение денежных средств и получившее их, уволилось. Разговаривать не с кем. Ведомость выплаты денежных средств есть, но подписи неразборчивы. Деньгами оплачены работы и услуги работникам по договорам подряда, которых не найти. Большая часть денежных средств выплачена «черным налом».
Все загадочно и непонятно. Это указывает на то, что действия всех заинтересованных лиц были скоординированы. Документов на приобретение программного обеспечения и вычислительной техники не оказалось. Производитель оного, как выяснилось, находится в дальнем зарубежье, а таможенных документов нет, равно как и лицензии и гарантийных талонов на бесплатное техническое обслуживание. За 60 млн руб. получена контрафактная продукция.
В опасный момент эти фирмы удивительно быстро исчезли, но остались банки, через которые шли денежные потоки: у них можно уточнить информацию о директоре и главбухе фирмы, на которую поступили эти суммы и куда делись далее. Уже есть с кого спросить об их последующей судьбе. Смотреть надо всю цепочку движения денежных средств по всей схеме, а также данные об участниках. Все они – осознанные участники сделки по отмыванию федеральных бюджетных средств, выделенных на развитие национальной программы. Они шли на это умышленно, по заранее подготовленной схеме. Тем самым демонстрируется игнорирование прогрессивных мероприятий развития национальной технологической базы России. Они боятся только одного – шума.
У предприятия-заказчика программное обеспечение, кстати, тоже отказалось работать: не хватало крупных фрагментов. А ведь так красиво новый технологический центр по телевизору показали, ленточку разрезали...
Время шло, а новый технологический центр никакую продукцию не выдавал. Поползли компрометирующие слухи. Снова были выделены ФБ-средства по этой же тематике, но уже в 4 раза меньше. Делегировали специалиста, который должен был договориться с западной фирмой на доработку программного обеспечения и обучение специалистов технологического центра. Зарубежная компания отказалась дорабатывать контрафакт, а также выдать гарантию на техническое обслуживание, продать новое лицензионное программное обеспечение и обучить специалистов – Запад с неблагонадежными фирмами даже за большие деньги связываться не хочет, бережет деловую репутацию!
Представители УБОП все-таки посетили и замминистра, и предприятие-заказчика, и фирму-«прокладку». Ответы были те, что приведены в начале статьи. Все поняли, что просто так ситуацию не оставят. Кто-то должен быть виноват...
А кто же виноват?
Возможно, тот главный бухгалтер, который, как известно, подписывает финансовые документы и несет солидарную ответственность с руководителем. Как все на это рассчитывали! При растущей безработице она выступать не будет. Но главбух, претерпевая оскорбления и угрозы, все же принимала меры к пресечению незаконных действий руководства. Обо всех нарушениях она неоднократно сообщала директору в служебных записках, которые регистрировала через канцелярию, и не подписывала платежные документы, пока не получала письменного указания на их оплату от руководителя предприятия. Таким образом, она обеспечила себе доказательства непричастности к злоупотреблениям.
С учетом этих обстоятельств получается, что руководитель действовал осознанно и умышленно нарушал вышеперечисленные статьи и законы, находясь в сговоре с действующими по схеме лицами. Спасая себя, они находят узких технических специалистов, на которых складывают всю ответственность. А таких, как главный бухгалтер, свидетелей происходящего психологически выматывают, вынуждая уволиться.
А они, руководители, работают и по сей день, продолжая столь увлекательный сериал.
Хищения денежных средств руководителями предприятий, независимо от того, раскрыты они или нет, не проходят для предприятия бесследно и постепенно ведут к его банкротству.
ВАЖНО!
Экономические последствия преступной деятельности менеджмента:
- Завышение амортизационных отчислений.
- Удорожание выпускаемой продукции: завышение себестоимости и цен.
- Занижение всех видов налогов и платежей.
- Массовые сокращения и увольнения.
- Увеличение эксплуатационных расходов.
- Снижение размера заработной платы.
- Завышение платежей по налогу на имущество.
- Перерасходы по кредитам.
- Снижение фондоотдачи.
- Снижение прибыли предприятия.
- Потеря конкурентоспособности.
- Отставание от мирового уровня.
- Впереди – банкротство.
Что касается замминистра, с ним действительно сложно. Из-за мощнейшей коррупции такие действия остаются безнаказанными. Но зацепки найти можно. Например, финансовое положение предприятия, получившего бюджетные средства, не позволяло ему их получать. У предприятия было недостаточно прибыли, а после получения ФБ-средств оно вообще стало убыточным. Однако это не помешало госчиновнику выделить ФБ-средства именно этой компании (то есть присутствуют использование служебного положения и обман). Средства выделялись при условии, что их вторую часть в таком же размере предприятие рефинансирует в развитие технологического центра. Однако рефинансирование не состоялось, и этот факт чиновник проигнорировал. Когда все стрелки сойдутся на руководителе предприятия-заказчика, он укажет, по чьей указке работал.
Кому это надо знать?
Чиновникам, которые «у краника сидят», то есть рулят денежными средствами – чтобы знали, что «Сатурн» уже виден, их действия понятны и прозрачны.
Руководителям компаний, которые готовы по такой схеме улучшить свое финансовое благосостояние – чтобы знали, что из этого может выйти.
Главным бухгалтерам, финансистам, всем тем, кто ставит вторую подпись на платежных документах – чтобы были внимательными и осторожными, дабы не стать без вины виноватыми.
Работникам предприятий – чтобы задумались, нет ли похожего в их компании и как к этому следует относиться.
Содержательное описание самой распространенной схемы хищений лишает возможности отписываться «нет состава преступления», а позволяет правильно квалифицировать все деяния ее участников, помогая всем, кто в этом желает разобраться.