Бизнес предлагает подкорректировать «антикризисный» Закон

| статьи | печать

26 ноября 2008 года был принят Федеральный закон № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее — Закон). Однако некоторые положения этого правового документа содержат пробелы и противоречия. На заседании Экспертного совета при Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики 18 декабря рассматривались предложения бизнес-сообщества по корректировке Закона.

 

Мораторий на действия министра финансов

Участники Совета составили основные тезисы проекта письма по вопросу об отсрочках по уплате федеральных налогов на имя Председателя Правительства РФ В.В. Путина. Оно касается изменений и дополнений в ст. 63 и 64 ч. 1 НК РФ, а также новой ст. 64.1.

Речь идет о поправках, в соответствии с которыми министру финансов России дается право принимать решения о предоставлении отсрочек (или рассрочек) сроком до 5 лет по уплате федеральных налогов, пеней и штрафов, а также об изменении сроков уплаты федеральных налогов. При этом отсрочка может быть предоставлена, «если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий» (п. 1 ст. 64.1 НК РФ).

К тому же «на сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. И отсрочка или рассрочка, предусмотренная настоящей статьей, может предоставляться без способов ее обеспечения» (п. 5 ст. 64.1 НК РФ).

По мнению бизнес-сообщества подобные налоговые отсрочки равносильны получению предприятием долгосрочного кредита по очень низкой годовой ставке — 6,5% (учитывая, что на сегодняшний день ставка рефинансирования составляет 13%) и, видимо, без какого-либо обеспечения. А учитывая высокий входной барьер (10 млрд руб.) налоговой задолженности, малые, средние, а также эффективные крупные предприятия, имеющие нулевую или незначительную задолженность, не могут воспользоваться данной отсрочкой.

Понятие же «неблагоприятные социально-экономические последствия» дает возможность для слишком широкого маневра при принятии решений и создает почву для коррупционных проявлений. А между тем закрытие среднего, но градообразующего предприятия, испытывающего временные трудности с привлечением кредита по разумным ставкам или со спросом, может привести к тяжелейшим «неблагоприятным социально-экономическим последствиям».

Неужели государство решило отказаться от честной конкуренции и взяло курс на поддержку крупных неэффективных производств? Или такие «недочеты» связаны с быстротой принятия Закона? Как бы там ни было, участники Экспертного совета при ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики не согласны с подобными намерениями и предлагают отказаться от использования таких возможностей министром финансов РФ, наложив мораторий на его действия.

Взамен Совет предлагает разработать автоматическое предоставление государственных гарантий любым предприятиям на период до завершения кризиса, чтобы хотя бы частично восстановить их залоговую стоимость, снизить рыночный риск и уменьшить ставки привлекаемых кредитов. Председатель комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян подчеркнул, что размер гарантий не должен превышать докризисной величины среднегодовой кредиторской задолженности предприятия по полученным в коммерческих банках кредитам. До нового года планируется подписать письмо у президента ТПП РФ Евгения Примакова и направить в Правительство РФ.

 

Нормирование процентов по долговым обязательствам

Также на заседании Экспертного совета ТПП РФ затрагивался вопрос об изменениях в части установления предельной величины процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами в целях налогообложения прибыли, внесенных Законом.

Участники заседания высказали предположение, что законодатель в качестве антикризисных мер стремился уменьшить налоговую нагрузку на предприятия, в связи с чем была увеличена предельная величина процентов по долговым обязательствам. Для этого п. 22 ст. 2 Закона приостановлено до 31.12.2009 действие абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ, регламентирующего порядок расчета предельной величины процентов, признаваемых расходом. А ст. 8 Закона введена новая норма расчета предельной величины процентов по долговым обязательствам.

Но казус заключается в том, что действие п. 22 ст. 2 Закона начинается с 1 января 2009 г., то есть до нового года следует применять старый предел процентов (п. 1 ст. 9 Закона). А новая норма (ст. 8) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.09.08 (на основании п. 7 ст. 9 Закона). Значит, в соответствии с ней новый лимит процентов, признаваемых расходом, можно применять уже с 01.09.2008.

Таким образом, противоречие норм Закона делает фактически невозможным применение новой нормы с 01.09.2008. В целях устранения данной ошибки бизнес-сообщество предлагает внести поправку в Закон. По мнению бизнесменов, п. 7 ст. 9 должен выглядеть так: «Положения пункта 22 статьи 2 и статьи 8 настоящего Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 года».

Кроме того, в целях поддержки предприятий реального сектора экономики в условиях кризиса и роста процентных ставок по кредитам участники Экспертного совета рассмотрели также вопрос о временной отмене «нормирования» процентов по долговым обязательствам, учитываемым при налогообложении прибыли. Предлагалось отменить положения, касающиеся установления предельной величины процентов по таким долговым обязательствам (абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ), и исключить из ст. 270 НК РФ п. 8, которым установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде процентов, начисленных налогоплательщиком-заемщиком кредитору сверх сумм, признаваемых расходами в целях налогообложения в соответствии со ст. 269 НК РФ. Эти изменения также предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 01.09.2008.

Фактически на заседании Экспертного совета ТПП РФ был предложен проект федерального закона, который, после доработки, в январе 2009 г. решено направить в виде обращения к депутатам Государственной Думы для дальнейшего рассмотрения.

 

БУКВА ЗАКОНА

Статья 8 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ:

«В период приостановления действия абзаца четвертого пункта 1 статьи 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации установить, что при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,5 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте».