На этой неделе приступили к работе депутаты Государственной Думы. Количество законопроектов, запланированных к рассмотрению на весенней сессии, может стать рекордным для народных избранников: их общее число составит 557. Значительную часть своей работы парламентарии посвятят законодательным инициативам в области экономической политики и финансов.
Вначале депутаты обсудят три важнейших законопроекта в сфере природопользования. Закон «О недрах» дважды рассматривался Советом Госдумы и в ноябре по просьбе полномочного представителя правительства был перенесен на более поздний срок. Водный и Лесной кодексы, принятые в первом чтении в апреле прошлого года, народные избранники рассмотрят во второй раз.
Сначала предполагалось, что все три документа примут еще в прошлом году, но их обсуждение затянулось из-за острых споров о порядке приватизации лесных массивов и водоемов, а также переходе от государственных тендеров по распределению лицензий к денежным аукционам по продаже прав на геологоразведку и добычу полезных ископаемых.
Затем парламентариям предстоит принять нелегкое решение о внесении изменений в три федеральных закона, регулирующие деятельность кредитных организаций: «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и «О Центральном банке Российской Федерации».
Законопроекты предусматривают повышение уровня достаточности собственных средств кредитных организаций с 2 до 10% и установление минимального размера капитала для действующих банков в размере 5 млн евро, что вызывает резко отрицательную реакцию банковского сообщества.
Не менее драматичным в прошлом году было и обсуждение другого законопроекта – «О защите конкуренции», многие нормы которого бурно критиковал бизнес, особенно представители крупного капитала. Принятый в июле 2005 г. в первом чтении документ депутаты рассмотрят в феврале во втором.
К СВЕДЕНИЮ
График принятия приоритетных экономических законопроектов:
- Водный кодекс РФ – январь;
- «О недрах» – январь;
- «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации» – январь;
- «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» – январь;
- «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» – январь;
- «О защите конкуренции» – февраль;
- «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования)» – март;
- Лесной кодекс РФ – март;
- «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» – май;
- «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» – июнь;
- «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» – июнь;
- «О саморегулируемых организациях» (второе чтение) – июнь.
Интересы миллионов предпринимателей затронет законопроект «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Документ, с одной стороны, предусматривает сокращение количества учредительных документов и усиление защиты интересов участников ООО, а с другой – создаст им массу проблем, связанных с очередной перерегистрацией. Впрочем, ближайшие полгода учредители могут не беспокоиться – парламентарии наметили второе чтение законопроекта на май.
Новую систему регулирования аудиторской деятельности, предполагающую более активное участие профессионального сообщества, предусматривают изменения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Его второе чтение намечено на начало лета.
И, наконец, под занавес весенней сессии Госдума рассмотрит законопроект, принятый в первом чтении еще в октябре 2003 г., – «О саморегулируемых организациях». Столь длительные сроки обсуждения этого документа связаны с его исключительной важностью для проводимых в стране экономических реформ. Очень многие функции, которые сегодня выполняет государство, должны быть переданы саморегулируемым организациям, что и вызывает определенное сопротивление принятию законопроекта.