Культура, по словам министра культуры Александра Авдеева, играет роль своего рода озонового слоя, который предохраняет общество от сытой убогости и пошлости. Сегодня она нуждается в хорошем управляющем, который должен отвечать за все – театры, музеи, архивы, систему образования и т. д., – и достойном финансировании.
Культура финансируется сегодня из нескольких источников.
Бюджет
Доля расходов на культуру, по данным Министерства культуры РФ, в бюджетах растет. Если в 2003 г. на человека приходилось 312 руб. «культурных» денег, то в 2008 г. – уже 1270 руб. Однако сегодня государственное финансирование покрывает лишь 10% потребности отрасли. Следовательно, остальные 90% остаются, так сказать, непокрытыми.
По словам Михаила Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа, президента Союза музеев России, это ведет к тому, что «80% музеев страны размещены в зданиях, не приспособленных в полной мере для хранения экспонатов. 10% музеев располагают квалифицированными кадрами реставраторов, способных выполнять сложные работы на особо ценной части музейного фонда. Однако средняя заработная плата в государственных музеях составляет 6500 руб. в месяц, а в музеях субъектов РФ и муниципальных образований – 3800 руб. в месяц».
Повсеместно ветшают храмы, монастыри, бесценные памятники архитектуры. Инвесторам вкладывать средства невыгодно, так как туристов заманить туда становится все сложнее.
Ежегодные невосполнимые потери утраченных памятников, по оценкам специалистов, составляют сотни миллионов руб. Вот и становимся мы заложниками необъятных российских просторов. Через десяток-другой лет можно будет уже, как говорится, не беспокоиться – разрушения станут необратимыми.
Внебюджетные источники
К ним относятся финансовые ресурсы государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет. Они концентрируются в специальных фондах. Реализация средств осуществляется, как правило, путем выдачи грантов по заявкам различных субъектов культурной жизни – организаций, учреждений, частных лиц, инициативных образований граждан.
Доля средств, получаемых от внебюджетных источников, в последние годы остается практически неизменной и составляет, по данным Министерства культуры, примерно 12% от бюджетного финансирования.
Благотворители
По экспертным оценкам, доля средств, полученных учреждениями культуры от благотворителей, составляет примерно 2%. Цифра кажется скромной, однако в масштабах страны это солидные средства.
Без поддержки компании «Сургутнефтегаз» Государственный академический театр им. Евг. Вахтангова (Москва) и Академический Малый театр (Санкт-Петербург) не могли бы осуществить многие проекты.
Сотрудничество с «Газпромом» помогает Государственному Эрмитажу и Мариинскому театру. Программа реставрации объектов культурного наследия и программа восстановления исторического центра «Фасады Санкт-Петербурга 2005–2007 гг.» финансируется компанией «TНK-ВР».
Компания «Лукойл» оказывает помощь крупнейшим отечественным музеям, среди которых Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музеи Московского Кремля, Государственный Русский музей, Третьяковская галерея, поддерживает учреждения культуры в регионах, многолетнее сотрудничество связывает «Лукойл» с Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского.
«Роснефть» выделяет значительные объемы финансирования на поддержку образования, культуры и спорта. Хотя Министерству культуры хотелось бы бесконечно продолжать этот список, но он, увы, недолог. К тому же благотворительная деятельность под силу крупному бизнесу.
Средний, тем более малый, бизнес при всей своей любви к искусству и культуре не может осуществлять подобную деятельность. Ему бы концы с концами свести, особенно сейчас.
Государственно-частное партнерство
Под государственно-частным партнерством (ГЧП) понимается долгосрочное взаимовыгодное соглашение государства и частного сектора, основанное на объединении ресурсов, вовлечении в хозяйственный оборот государственной собственности и негосударственного капитала.
В настоящее время внедрение цивилизованной практики ГЧП в сферу культуры более чем актуально. Это обусловлено текущей экономической ситуацией: ограниченным бюджетным финансированием отрасли наряду с высокой реальной потребностью капиталовложений в реконструкцию памятников культуры и объектов культурного наследия, представляющих собой неповторимые исторические ценности.
Потенциал ГЧП в сфере культуры очень высок еще и потому, что в структуре государственного имущества много объектов культурного наследия, приватизация которых запрещена либо нецелесообразна. Возможных областей ГЧП в сфере культуры много – недвижимое культурное наследие, исполнительское искусство, библиотечное и музейное дело, но этот институт в нашей стране развит очень слабо.
Одна из главных причин – несовершенство действующего законодательства, определяющего правовые основы реализации проектов ГЧП в сфере культуры. Сюда же можно отнести неразвитость института экспертизы и оценки культурных ценностей. Но при этом, отмечает Министерство культуры, сфера культуры – одна из самых адекватных отраслей для реализации пилотных проектов.
Развитие механизмов ГЧП в сфере культуры – осознанная необходимость. Она назрела в результате нехватки бюджетных средств, а также из-за целесообразности структурных преобразований, реализация которых невозможна без широкого участия общества. Речь идет о более 2 тыс. музеев, архивов, более 50 тыс. библиотек, 600 театров, более 50 тыс. недвижимых памятников истории и культуры.
* * *
В XXI веке неотъемлемой частью экономической деятельности становятся промышленная и производственная эстетика, научно-техническое обеспечение инновационности предлагаемых товаров и услуг, аккумуляция творческого потенциала и культурного капитала. Им сопутствует внутренняя коммуникативная перестройка хозяйствующего субъекта. На место авторитарного стиля управления приходит децентрализация, делегирование полномочий по принятию решений базисным структурам.
Это оборачивается необходимостью большего согласования различных интересов, позиций и мнений, растет количество конфликтов из-за их столкновения, решения во все большей мере делаются компромиссными. Все это требует непрерывного повышения коммуникативной компетентности, которая не может возникнуть иначе как на культурной почве.
К СВЕДЕНИЮ
Первый передвижной кинотеатр – киномобиль – создан в рамках федеральной целевой программы «Культурное развитие села». Его можно развернуть в чистом поле за полтора часа. Современное оборудование с мобильной спутниковой ТВ-системой размещается в небольшом грузовичке. Мобильный экран размером 6 на 3,5 метра дает высококачественное изображение и звук. Бензогенератор обеспечит работу установки на 4,5 часа. Стоимость новинки – от 2 млн руб.
ИСТОЧНИК: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Концессия, доверительное управление, аренда, аутсорсинг…
Константин Черепенников, директор Департамента экономики и финансов Министерства культуры РФ:
– Внедрение цивилизованной практики ГЧП в сфере культуры более чем актуально. В первую очередь это обусловлено текущей экономической ситуацией. Бюджетное финансирование покрывает не более 10% реальной потребности всей отрасли, а реальная потребность в ассигнованиях, связанных с содержанием и реставрацией памятников истории и культуры и объектов культурного наследия, составляет не менее 500–700 млрд руб.
Безусловно, мы очень признательны представителям нефтяных компаний за их внимание и поддержку наших учреждений. Но мы видим только благотворительную и спонсорскую деятельность. А такие инструменты ГЧП, как концессия, договоры доверительного управления, аренда, аутсорсинг, практически не применяются. Поэтому я хотел бы подчеркнуть, что мы готовы к деловому сотрудничеству и отношения следует развивать комплексно, с использованием всех возможностей.
Поддерживаем льготами и грантами
Виктор Ишаев, губернатор Хабаровского края:
– Мы поддерживаем наши учреждения культуры материально, путем бюджетного финансирования и предоставления всевозможных льгот и грантов. Мы строили и будем строить для них современные здания. Эти стройки, кроме всего прочего, создают новые рабочие места как в области производственной деятельности, так и в сфере культуры. Люди получают зарплату, местная экономика работает, работают и учреждения культуры.
В Хабаровском крае бюджетные и внебюджетные расходы на культуру за последние 5 лет росли. В краевом центре работают театры драмы и музыкальной комедии, юного зрителя и несколько других театров. Выступает местный симфонический оркестр. В художественном музее выставлены подлинные работы великих российских мастеров живописи и скульптуры. С аншлагом идут представления в недавно отстроенных современных зданиях цирка и спортивно-зрелищного комплекса «Платинум Арена».
Указанные процессы стимулируют объективную заинтересованность бизнеса в развитии культуры.