Еще год назад на общероссийском собрании Совета муниципальных образований прозвучал призыв к муниципальным властям самим «искать пути к увеличению доходов местных бюджетов». Но он так и остался благим пожеланием.
По итогам прошлого финансового года доля собственных доходов – налогов и неналоговых сборов – в местных бюджетах в среднем по России составила 43%. Это усредненный показатель по всем типам муниципальных образований – городским округам, часть которых имеет бездефицитный бюджет, муниципальным районам с поголовным дефицитом и глубоко депрессивным городским и сельским поселениям.
И в этом году бюджеты муниципальных образований более чем на половину формировались за счет межбюджетных трансфертов в форме дотаций и субсидий с федерального и регионального уровня.
Отсюда «стон по всей Руси великой» поделится хотя бы нормативами от налоговых поступлений, о чем регулярно и совершенно справедливо пишет глубокоуважаемая мной деловая газета «ЭЖ». Рано или поздно – лучше, конечно, как можно быстрее – местные администрации получат право администрирования части налогов, собираемых на их территории. Это неизбежно, поскольку сама логика реформы местного самоуправления диктует необходимость создания системы стимулирования муниципальных образований по развитию собственной доходной базы посредством повышения собираемости налогов, прежде всего местных, и неналоговых поступлений от аренды земли и муниципального имущества.
А пока не все еще муниципалитеты сумели мобилизовать имеющиеся у них ресурсы. Как только озвучиваю этот тезис перед практиками, тут же раздаются громкие возражения. Если не сказать, обвинения в высказывании мысли об иждивенчестве местной власти. Тогда прошу ответить аудиторию всего на три вопроса.
1. Что сделано в муниципальном образовании для расчета собственного налогового потенциала? Осуществлена ли хотя бы инвентаризация объектов и субъектов налогообложения?
2. Кто и как в муниципальном управлении занимается актуализацией налогооблагаемой базы?
3. Осуществляется ли моими оппонентами мониторинг реализации налогового потенциала? И как организована ими работа с неплательщиками налогов?
Обычно ропот стихает. И тут следует мой ответ на все вопросы: «Органы местного самоуправления не занимаются развитием информационных технологий в собственном управлении для полноценного взаимодействия с государственной властью, в частности с ее фискальными органами».
Более чем убежден в том, что один только похозяйственный, но компьютеризированный учет даст полную картину по налогооблагаемой базе конкретной территории. Уже имеющиеся программные продукты такого муниципального учета позволяют составить электронный реестр о:
- членах хозяйства,
- жилом фонде хозяйства,
- землях хозяйства.
На основе такой базы данных легко выстраивается информационная технология администрирования налогов на местном уровне с участием всех заинтересованных ведомств (схема 1). Для этого уже имеется достаточная на данный момент нормативно-правовая база. Она представлена 3 федеральными законами, положениями Бюджетного и Налогового кодексов, подзаконными актами Правительства страны и приказами Минфина РФ (табл.).
Таблица
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗИС ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
|
|
Информационный поток |
Нормативно-правовая база |
Налоговые
|
← |
Сведения о земельных участках |
Приказ Минфина РФ от 23.03.2006 № 47н, Приказ ФНС от 28.07.2006 № САЭ-3-13/485 |
← |
Сведения об объектах недвижимости |
Нет
| |
→ |
Сведения по задолженности налогоплательщика, о неидентифицированных объектах недвижимости |
Письмо МНС России от 05.03.2002 № ШС-6-14/252 | |
Органы Роснедвижимости,
|
→ |
Кадастровый план территории |
Ст. 22 «Предоставление сведений государственного земельного кадастра» ФЗ от 02.01.2000 № 28-ФЗ; ст. 15 «Информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости» ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ |
← |
Корректирующие и дополняющие сведения |
| |
Органы технической
|
→ |
Сведения об объектах учета |
Постановление Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов градостроительной деятельности» |
Органы Росрегистрации
|
← |
Сведения о зарегистрированных правах
|
Ст. 7 «Открытость сведений о государственной регистрации прав» и ст. 8 «Условия получения информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимости имущества и данных их учета» ФЗ от 21.07.97 № 122-ФЗ |
В сущности, управление налоговым и неналоговым потенциалом субъекта Федерации – это треугольник, в основании которого находятся органы местного самоуправления (схема 2). Такое построение наглядно показывает уровни ответственности государственной власти и разных типов муниципальных образований. Это с одной стороны, а с другой – еще раз показывает необходимость выстраивания эффективного информационного взаимодействия между всеми уровнями публичной власти.
Собственно, этой цели служит реализуемая сейчас программа «Электронная Россия». В соответствии с ней первые «электронные муниципалитеты» зарождаются в 11 российских регионах: Республике Алтай, Республике Дагестан, Чеченской Республике, Краснодарском крае, Астраханской, Белгородской, Липецкой, Кемеровской, Новгородской, Тамбовской и Тюменской областях.
Естественно, сама по себе ИT-технология не наполнит местные бюджеты налогами и другими сборами. Но в том, что в значительной мере снимет финансовую нагрузку с федерального и региональных бюджетов, можно быть уверенными.
СПРАВКА
Структура доходов местных бюджетов по итогам исполнения бюджета РФ в 2007 г., %
32 – фонд компенсации,
31 – налоговые поступления,
25 – межбюджетные трансферты без фонда компенсации,
12 – неналоговые сборы.
ИСТОЧНИК: МИНФИН РФ