Расстояние – не помеха

| статьи | печать
Расстояние – не помеха

Информационные технологии активно развиваются, предоставляя все больше новых ресурсов к обмену информацией, общению, извлечению знаний и т.д. Все достижения технологического прогресса рождают новые возможности дистанционного обучения. Оно позволяет оптимально распоряжаться своим временем и получать качественные знания.

Дистанционное образование (ДО) становится все актуальнее в свете последних дней. Это связано с тем, что у людей с жестким графиком работы и постоянными командировками практически нет возможности учиться. Ведь образование в бизнес-школе чаще всего подразумевает посещение занятий в строго определенное время. Совсем тяжелая ситуация у региональных топ-менеджеров, которым надо выделять время не только на учебу, но и на дорогу.

Если же слушатель все-таки может посещать занятия изредка, не факт, что учебное заведение отнесется к нему с пониманием и терпением. И потом не в каждой бизнес-школе, вузе, учебном центре есть такие преподаватели, которые за одно занятие помогут наверстать упущенное.

Но можно получать знания лучших бизнес-школ страны и мира при помощи Интернета. Дистанционное образование позволяет выгодно распланировать свое время, учитывая и карьеру, и повышение квалификации.

Дистанционная форма обучения есть практически в каждой бизнес-школе. Потенциальный слушатель может выбрать любое учебное заведение, исходя из собственных желаний и предпочтений, а не из-за совпадения графиков.

Дистанционное обучение аналогично любой другой образовательной форме. У него есть учебный план, средства и методы преподавания, контроль и оценка знаний слушателей. «Поступив» на дистанционный курс, слушатели получают по электронной или обычной почте учебные материалы – книги, методические пособия, лекции и прочее. Онлайн-форумы, блоги, ICQ и прочие коммуникационные технологии обеспечивают важное для бизнес-образования общение, помогают налаживать связи. А при помощи онлайн-конференций проводятся семинары, тренинги и другие формы обучения, которые есть на очном отделении.

ДО часто реализуется в очно-заочном режиме. Для слушателей организуются модульные сессии в школах, стажировки или просто встречи однокурсников.

Крупнейшим университетом дистанционного обучения в мире считается британский Открытый университет, основанный в 1969 г. В России получить знания онлайн предлагают такие школы, как ЛИНК, Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис», Высшая школа государственного администрирования МГУ им. М.В. Ломоносова, «Синергия» и другие.

Однако недоверчивое отношение вызывает неясная законодательная база ДО. В Федеральном законе «Об образовании» дается определение дистанционных образовательных технологий (см. «К сведению»), а в приказе «О государственных требованиях к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)» указывается, что реализация программы МВА с использованием дистанционных технологий регулируется отдельным документом. Но документ этот не назван.

Ни в одном из этих двух законов дистанционное обучение не характеризуется как самостоятельная форма наравне с очной, заочной или очно-заочной. Говорится только об использовании дистанционных технологий обучения в образовательном процессе. Существует также Порядок использования дистанционных образовательных технологий, который устанавливает правила их использования. А ведь пока ДО не получит твердой законодательной поддержки, вряд ли диплом о дистанционном образовании будет серьезно рассматриваться.

Кроме того, стоит учитывать, что возможность оперативного обмена информацией, видеоконференций, онлайн-занятий зависит не только от школы и обучающегося, но и от провайдера, который обеспечивает качество связи. Но по большому счету все эти задачи разрешимы и уж точно не особенно важны для тех, чья цель – совместить учебу и работу. Просто преодоление этих трудностей поможет ДО приобрести официальный статус, а диплом о таком обучении будет признаваться всеми работодателями.

 

К СВЕДЕНИЮ

Согласно Закону РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. №  125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» для осуществления практически любой образовательной деятельности необходимо иметь лицензию. Она выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Чтобы убедиться в официальном статусе учебного заведения, в том числе представляющего и дистанционное обучение, надо запросить его лицензию, в которой указан федеральный орган, выдавший ее. После этого направить запрос в ведомство или посмотреть на его сайте, действительно ли у учебного заведения есть лицензия на ведение образовательной деятельности.

 

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Дистанционное обучение подходит многим

Светлана Жильцова, к.э.н., доцент, первый проректор, бизнес-школа «Синергия»:

– Дистанционное обучение выбирают менеджеры высшего и среднего звена из различных регионов РФ, желающие получить «раскрученный» диплом МВА. Руководители такого уровня постоянно испытывают дефицит времени, и ДО для них порой единственный шанс повысить свой профессионализм. В регионах пока мало учебных заведений, предлагающих качественные МВА. Более 80% школ сосредоточены в столичном регионе.

Дистанционная форма обучения удобна и имеет ряд неоспоримых преимуществ: возможность индивидуального графика и индивидуальной программы; планирование собственного времени; независимость от места жительства и работы; гибкость и мобильность в освоении знаний.

По этим же причинам данная форма обучения популярна у корпоративных заказчиков, так как их сотрудники могут совместить учебу с работой.

Кроме того, в последнее время слушатели чаще задумываются об оптимизации собственных средств, инвестируемых в обучение. Стоимость дистанционных программ существенно ниже других форм обучения. Это привлекает не только жителей регионов, но и Москвы и Московской области. ДО делает МВА доступным для любого желающего не только из-за более низкой цены на программы, но и с географической точки зрения.

 

Сочетание технологий и самодисциплины

Олег Косоруков, д.ф.-т.н., профессор, бизнес-школа «Синергия»:

– Дистанционное обучение актуально по ряду причин. Темп жизни растет, усиливается занятость менеджмента, особенно в период кризиса, когда приходится работать за себя и уволенных. Время на обучение удается выкраивать только в отдельные, плохо предсказуемые по моменту и продолжительности периоды. Добираться до места обучения стало большой проблемой. Всегда хочется минимизировать свои перемещения. Кроме того, развитие получили телекоммуникационные технологии и технологии создания электронных образовательных ресурсов.

Поэтому ДО пользуется популярностью. Об этом говорит стабильный набор на эту форму в отличие от остальных программ МВА. Дистанционное образование будет активно развиваться, если не будет претендовать на полное замещение других форм. Это обучение может хорошо сочетаться с очными модулями, которые слушатели с большим желанием посещают, если такая возможность имеется.

Но в дистанционном обучении более чем где-либо эффективность зависит от обучаемого. Во-первых, ДО подойдет тем, у кого есть базовые знания по изучаемой теме или по крайней мере существенный практический опыт. Учиться с нуля по дистанционной форме малоэффективно. Во-вторых, при таком обучении очень возрастают трудозатраты на получение единицы знаний. И в-третьих, эффективность ДО значительно повышает самодисциплину при большой загруженности менеджеров. Главное, не переоценить свои способности.