На днях Госдума приняла окончательный вариант законопроекта, предусматривающего особенности составления списков кандидатов присяжных заседателей в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге.
Напомним, что ст. 5 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее — Закон № 113-ФЗ) устанавливает порядок выбора и назначения присяжных заседателей на территории всех субъектов РФ. Согласно данной норме списки заседателей составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, то есть органами местного самоуправления.
Данная процедура применяется на территории всех субъектов Российской Федерации. В Федеральном законе № 113-ФЗ не содержится каких-либо оговорок о ее специфике применительно к городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу.
Согласно положениям ст. 79 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления в городах федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства могут осуществлять органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Однако при составлении списков кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения возможность осуществления региональными органами государственной власти полномочий органов местного самоуправления не предусмотрена.
Законопроектом предоставляется возможность осуществления всего объема действий по формированию списков кандидатов в присяжные заседатели высшими исполнительными органами государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга и (или) уполномоченными ими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.