Недавно Минюстом России зарегистрирован Приказ Минприроды РФ от 31.10.2008 № 288, которым утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природу (далее — Регламент). В данном многостраничном документе, казалось бы, оговорена каждая мелочь. Проявлена и забота о заявителях: согласно п. 11.4.8 Регламента они смогут коротать время в очередях сидя не только на обычных стульях, но и на банкетках. Проявив свою «мебельную» эрудицию, не забыли ли разработчики обсуждаемого документа о более важных проблемах? Поможет ли Регламент навести порядок в Ростехнадзоре, сотрясаемом в последнее время громкими коррупционными скандалами? Попробуем разобраться.
Прежде всего, отметим, что Регламент, вступающий в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, будет регулировать порядок осуществления пяти процедур. Из п. 18 данного документа следует, что такими процедурами являются:
- выдача разрешений на выбросы, сбросы на основании результатов рассмотрения соответствующего заявлений и прилагающихся материалов;
- приостановление действия названных разрешений в случае выявления нарушений, являющихся причинами для такого действия;
- возобновление действия разрешений на выбросы и сбросы в случае подтверждения (по результатам проверки в ходе федерального государственного экологического контроля) факта устранения хозяйствующим субъектом ранее выявленных нарушений;
- переоформления разрешений на вышеуказанные разрешения на основании рассмотрения соответствующего заявления и прилагающихся документов;
- аннулирование разрешения на выбросы в случае признания в установленном порядке недействительными нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов либо получение информации и документированных фактов от Росприроднадзора о систематическом невыполнении утвержденных планов снижения выбросов в атмосферный воздух в целях поэтапного достижения нормативов.
Отметим, что обсуждаемый документ не затрагивает проблемы, связанные с радиоактивными веществами.
Позитивом Регламента является объединение в одном документе норм, регулирующих вопросы, которые ранее были «разбросаны» по нескольким нормативным актам, утрачивающих силу с началом его действия. Перечень таких актов приведен в вышеуказанном Приказе Минприроды РФ. Кроме того, в обсуждаемом документе названы все «профильные» правовые акты, что делает его своего рода пособием для тех, кто вынужден «добывать» соответствующие разрешения.
Согласно п. 13.5 Регламента решение о выдаче разрешений на выбросы или сбросы принимаются территориальным органом Ростехнадзора в 30-дневный срок со дня регистрации материалов заявителя. При этом закрытые перечни таких материалов (отдельно на выбросы и сбросы) содержатся в п. 8.1 и 8.2 обсуждаемого документа. Закрытым является и перечень оснований для отказа в выдаче разрешений, приведенный в п. 10.1 Регламента.
Отрадно и то, что заявители избавлены от хождений по кабинетам чиновников. Передав документы, они не должны участвовать в «кухне» согласования, дожидаясь информацию о результатах рассмотрения.
Раздел V Регламента посвящен порядку обжалования действий (бездействий) должностных лиц. Помимо направления жалоб «по инстанциям», заявители могут обратиться непосредственно в суд, на что обращается внимание в п. 29 нормативного акта.
Теперь о негативе.
Учитывая решительное «объявление войны» коррупции, было бы вовсе нелишним установить строжайший запрет на личные контакты участвующих в процедуре чиновников с заявителями (за исключением сотрудников, принимающих документы и выдающих разрешение или отказ). А такого запрета, увы, нет. Из содержания обсуждаемого документа следует, что чиновник прямо не нарушит его предписания, если по телефону предложит заявителю явиться, например, с целью дачи каких-либо пояснений. Конечно, «барашек в бумажке» может быть передан и во время приватной встречи за пределами офиса. Но все же… Ведь практика показывает, что зачастую мздоимцы предпочитают вымогать взятки и брать их именно на своей территории, считая ее более безопасной.
При этом следует учитывать, что информационное обеспечение заявителей от запрета личных контактов вовсе не пострадает, поскольку п. 11.3 Регламента предусматривает возможность получения бесплатной консультации по письменным обращениям и по электронной почте (в течение соответственно 30 и 5 рабочих дней с момента поступления обращения), а также по телефону (немедленно). Кроме того, обсуждаемый документ предписывает размещать необходимую информацию на стендах в помещениях и сайтах территориальных органов Ростехнадзора. Кстати, в Приложении 3 к Регламенту указаны почтовые адреса, телефоны и электронные адреса данных органов.
Обратим также внимание на положение, вызывающее недоумение. Согласно п. 13.2 обсуждаемого документа материалы могут представляться заявителем по почте, лично или через представителей. В то же время из п. 13.7 Регламента следует, что соответствующее разрешение отправляется органом Ростехнадзора по почте, а также выдается представителю заявителя (по доверенности).
Организация, конечно, в любом случае будет получать подготовленный документ через свое доверенное лицо. А как следует поступить индивидуальному предпринимателю? Неужели он лишен возможности получить вожделенное разрешение лично? Это не только полный абсурд, но и явное несоответствие указанной нормы гражданскому законодательству. Приходится только удивляться, что Минюст РФ при регистрации «пропустил» сей «перл».