Письмо Минфина РФ от 26 ноября 2008 г. № 03-03-06/1/653

| статьи | печать

О формировании резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

 

Организация (заказчик-застройщик) осуществляет строительство жилого дома. Строительство объекта ведется с 2006 г. Срок окончания строительства и сдача объекта в эксплуатацию планируется на IV квартал 2008 г. Реализация объекта осуществляется путем привлечения участников по договору долевого участия. Оставшуюся часть квартир планируется реализовать после ввода объекта в эксплуатацию по договорам купли-продажи. Вправе ли организация создать резервный фонд на возможные предстоящие расходы, связанные с исполнением гарантийных обязательств по указанным договорам, в целях исчисления налога на прибыль? Достаточно ли будет для отражения суммы резерва в составе расходов определять процент отчислений в соответствии с учетной политикой?

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу формирования резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию и сообщает следующее.

Согласно подп. 9 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся затраты на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом положений ст. 267 НК РФ).

Статьей 267 НК РФ определен порядок признания для целей налогообложения прибыли расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

Так, согласно положениям ст. 267 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ), вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, и отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 267 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 267 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.

Вместе с тем п. 4 ст. 267 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, ранее не осуществлявший реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, вправе создавать резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ) в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты. Под ожидаемыми расходами понимаются расходы, предусмотренные в плане на выполнение гарантийных обязательств, с учетом срока гарантии.

При этом по истечении налогового периода налогоплательщик должен скорректировать размер созданного резерва, исходя из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период.

Таким образом, создание резерва на предстоящие расходы, связанные с исполнением гарантийных обязательств, является правом налогоплательщика, осуществляющего реализацию товаров (работ). В случае если организация приняла решение о формировании такого резерва и зафиксировала в учетной политике для целей налогообложения на предстоящий налоговый период предельный размер отчислений в этот резерв, то на дату реализации товаров (работ) она может производить отчисления в резерв, которые для целей налогообложения прибыли принимаются в качестве расходов.

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА

НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

С. РАЗГУЛИН