Предметный диалог экспертного сообщества с представителями федеральной, региональной и муниципальной власти о месте самоуправления в политической и экономической системе современной России состоялся в Калуге на международной конференции, посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации.
Организаторами дискуссии экспертов с политиками и практиками в сфере муниципального управления выступили обе палаты Федерального Собрания РФ, Комитет регионов Европейского союза, Министерство иностранных дел России, администрация и законодательное собрание Калужской области при участии Европейского клуба экспертов местного самоуправления.
В основе вступающего в силу 1 января 2009 г. нашего Закона о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 131-ФЗ) лежит Европейская хартия местного самоуправления. К работе над ним привлекались международные эксперты, напомнил участникам диалога один из разработчиков Закона, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Сергей Самойлов. Практика правоприменения привнесла много нового. Так, в Тамбовской области берегут и лелеют сельские поселения, а рядом в Московской области, наоборот, их не замечают или не хотят замечать. Во Владимирской и Воронежской областях субъекты Федерации возвращают транспортный налог в муниципальные образования.
Все это стало причиной внесения поправок в Закон. Но остаются еще правовые коллизии. В частности, Закон допускает межмуниципальное сотрудничество, но по другим законам такое взаимодействие расценивается как нецелевое использование бюджетных средств.
Деловой разговор перед вступлением в действие Закона очень своевремен, ибо органы местного самоуправления сегодня самые незащищенные и самые неподотчетные в системе публичной власти, заявил помощник руководителя Администрации Президента РФ Леонид Рокецкий. По его мнению, с целью повышения ответственности, с одной стороны, и стимулирования самостоятельности в экономическом развитии территорий — с другой, надо отдать дотационным муниципалитетам НДФЛ. Это может стать революцией не только в сфере налогового администрирования, но и в умах муниципальных и государственных служащих, считает бывший губернатор Тюменской области и экс-сенатор — один из зачинателей муниципальной реформы в России.
По мнению председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Совета Федерации РФ, президента Конгресса муниципальных образований России Степана Киричука, администрирование части налогов надо в самом деле вернуть в сферу деятельности местной власти. Одновременно следует выстраивать полноценные межбюджетные отношения, обсуждать которые Минфин отказывался наотрез. Только в условиях финансового кризиса в мире главное финансовое ведомство страны заявило о намерении рассмотреть эти вопросы в I квартале наступающего 2009 г.
В обсуждении вопросов повестки дня конференции и на «круглых столах» в ее рамках приняли участие эксперты и практики из многих регионов России, а также Германии и Италии.
В итоговом документе конференции отмечается, что правильно организованное самоуправление способно преодолеть иждивенческие настроения в обществе, включить потенциал граждан России в процессы экономического и социального развития страны.
Простейшие расчеты показывают, что самоорганизация более чем 100 млн трудоспособных людей по месту их жительства в деле благоустройства, обеспечения общественного порядка, содержания жилых домов способна принести колоссальный экономический эффект, сопоставимый по масштабу с нефтегазовыми доходами государства. Это приобретает особое значение в условиях нарастающего глобального экономического кризиса, подчеркивается в документе международной конференции.