Меньше чем через месяц Россия вступит в международную систему «Зеленая карта». Благодаря поправкам в Федеральный закон об ОСАГО, принятый в начале этого года, с 01.01.2009 россияне, выезжающие на автомобиле за границу, станут покупать полисы российских страховых компаний, которые будут действительны за рубежом.
Сейчас наши страховщики выступают в роли агентов, предлагая клиентам полисы зарубежных компаний, но уже через 3 недели начнут урегулировать страховые случаи по «Зеленой карте» самостоятельно.
Принцип действия полиса «Зеленой карты» идентичен российскому ОСАГО, но лимиты страховых сумм по первому полису выше в разы. Пострадавшему в ДТП оплачивается все, включая инвалидность, пенсию и моральный ущерб, поэтому во многих странах выплаты по «Зеленой карте» даже не имеют ограничений, это означает, по словам представителей страховых компаний, что страховщик может выплачивать возмещение годами.
Анализ статистики по убыткам по этому виду страхования, предоставленной страховщиками из ближнего и дальнего зарубежья, убедил Минфин согласиться на заметное повышение тарифов. В результате с 1 января самая короткая «Зеленая карта» для легковой машины (на 15 дней) будет стоит 34 евро (сейчас ее стоимость равняется 17 евро). Новая стоимость месячной карты для европейских стран составит 65 евро, годовой – 308 евро. Тарифы на грузовой транспорт подорожали чуть меньше – на 70%.
Предполагается, что повышение тарифов для российских страхователей будет компенсировано более удобным механизмом получения выплаты. В остальном для отечественных автопутешественников ничего не изменится. А вот иностранцам больше не надо будет покупать полис ОСАГО на российской границе: они смогут въехать с купленной на родине «Зеленой картой».
Следует знать, что «Зеленая карта» не предусматривает страхование самого автомобиля от повреждений или угона, поэтому виновнику ДТП компенсация на ремонт автомобиля не положена – ущерб оплачивается только потерпевшей стороне. Главный принцип урегулирования по «Зеленой карте» заключается в том, что оно осуществляется по национальным стандартам и согласно процедурам, установленным той страной, на территории которой произошло ДТП.
В европейских странах, как правило, при наступлении ДТП с участием иностранца предполагается вызов полиции (в отличие от обычного порядка). Кроме того, участник аварии должен уведомить бюро «Зеленой карты» по месту происшествия и передать властям или в бюро копию полиса, после чего убыток будет урегулирован силами национального бюро. Клиенту выплачивается возмещение на территории страны, где произошло ДТП, затем компании-эмитенту полиса, находящейся в России, направляется платежное требование, которое она должна будет исполнить в бесспорном порядке.
Со вступлением России в системе «Зеленой карты» окажется вся Европа, исключая Армению, Грузию и Азербайджан.
Стоит заметить, что в Российском союзе автостраховщиков, выполняющем роль национального бюро «Зеленой карты», не ожидают сверхприбылей от нового страхового продукта. На проведенном недавно «круглом столе», посвященном вступлению России в систему «Зеленой карты», заместитель гендиректора СК «Двадцать первый век» Николай Федоров сказал о затратах СК, связанных с участием в системе: «Не думаю, что удастся окупиться за один год». А первый заместитель гендиректора ЗАСО «ЭРГО Русь», президент Союза страховщиков Северо-Запада РФ Евгений Дубенский сообщил, что «для многих страховщиков участие в данном проекте является прежде всего вопросом имиджа. При этом «Зеленую карту» можно еще считать одним из вариантов комплексного обслуживания клиентов». Объем премий отечественных страховщиков по страхованию в рамках международной системы «Зеленая карта» в 2009 г. согласно прогнозам должен составить порядка 15 млн евро.
Продавать полисы в России выразили желание 15 страховых компаний. Изначально по системе «Зеленой карты» хотели работать 23 страховщика, однако в процессе почти половина игроков сошла с дистанции. Пока остались АльфаСтрахование, ВСК, «Югория», ЖАСО, «Айни», Московская страховая компания, «Регион», Ресо-гарантия, Росгосстрах-Столица, Росно, «Русский мир», «Согласие», «Спасские ворота», «Двадцать первый век» и «Эрго Русь».
Количество страхователей, по оценкам экспертов, в год может составить примерно 10–15 млн автовладельцев: до наступления экономического спада все больше наших соотечественников выезжали за границу на собственных автомобилях. Однако экономический кризис может подкорректировать расчеты, сделанные страховщиками летом, и есть вероятность, что список СК, предлагающих собственные полисы «Зеленой карты», к 1 января станет еще короче.
Полисы «Зеленой карты» от российских страховщиков будут в 2 раза дороже зарубежных.
|