Основная проблема, с которой сталкиваются в сегодняшних условиях предприятия реального сектора, – нехватка финансирования текущей деятельности и задолженность по банковским кредитам.
Докризисные принципы взаимодействия заемщиков с кредиторами уже не работают. Очевидно, следует разрабатывать новую стратегию отношений с банками.
Многие заемщики уже на практике успели убедиться в том, что кредитные организации резко сокращают финансирование и ужесточают требования к клиентам. Предпочтение отдается тем, кто в состоянии самостоятельно анализировать свое текущее положение. Естественно, меняется и сама концепция работы реального сектора: уже не приходится думать о долгосрочных перспективах развития и на первый план выходит задача реструктуризации долгов с целью элементарного сохранения бизнеса.
Удовлетворение острейшей необходимости в реструктуризации возможно только посредством разработки четкого и индивидуального плана действий, основанного на специальной программе антикризисных мер для самого предприятия. То есть кредитную организацию прежде всего следует убедить в том, что обращение за новыми кредитными ресурсами не является следствием панических настроений и заемщик, в свою очередь, трезво оценивает состояние своих дел, а также готов грамотно, путем финансового моделирования обосновать последующий возврат долга.
При этом надо понимать, что внимание банковских аналитиков следует акцентировать не на стоимости имущественных комплексов и прочих видов залогового обеспечения, а на генерации денежного потока из доходности имеющегося бизнеса либо окончательной реализации инвестиционного проекта. И даже если невозможность погашения обязательств очевидна, кредитору нужно объяснить преимущества реструктуризации перед немедленным взысканием и соответственно банкротством. Весомым аргументом в таком случае является более глубокое видение заемщиком его сегмента рынка, которое позволит осуществить дальнейшую продажу реструктуризированных активов. Кроме того, совместная скоординированная работа клиента-должника с банком по оптимизации бизнеса и увеличению его стоимости позволяет минимизировать негативный для обеих сторон информационный фон, возникающий в случае прямого банкротства.
Что же касается конкретных практических решений и схем реструктуризации, то вариантов множество: можно попробовать реструктуризировать действующие кредиты, то есть изменить их условия по срокам, процентам, порядку погашения и комиссиям. Или же рефинансировать старые кредиты новыми. Довольно эффективным является и метод консолидации нескольких кредитов в один – уже хотя бы потому, что в этом случае значительно сокращается трудоемкость кредитного обслуживания. Имеет смысл и использование альтернативных инструментов, менее рисковых в отношении кредитора, таких как факторинг и лизинг. Но гораздо эффективнее, как правило, работа с широким инструментарием – именно тщательно разработанная схема, интегрирующая в себе возможную цепочку заемщиков и различные механизмы, в зависимости от этапа сделки реструктуризации дает максимально положительные результаты для всех заинтересованных сторон.
Особого подхода в кризисной ситуации требует привлечение акционерного капитала. В нынешних условиях рассчитывать на такие виды финансирования, как MBO и IPO, нереально, поэтому выбор остается между стратегическими и финансовыми инвесторами. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. В случае со стратегическим инвестором речь, как правило, идет о поглощении бизнеса со всеми вытекающими – полным контролем над предприятием, сокращением всей управленческой команды и даже вероятностью последующей ликвидации бизнеса. С другой стороны, в варианте со «стратегом» есть возможность продать бизнес гораздо дороже, поскольку подобные сделки осуществляются обычно внутри отрасли.
У финансового инвестора условия участия в капитале куда более либеральные: как банки, так и фонды прямых инвестиций не заинтересованы в управленческом контроле, потому что в принципе функционируют совершенно в ином экономическом поле и, следовательно, рассматривают акционерное финансирование или долевое участие сугубо в качестве альтернативы инвестиционному кредиту. Кроме того, в варианте с финансовым инвестором возможен опцион на выкуп акций в качестве страховки. Однако реально спектр таких инвесторов на отечественном рынке весьма ограничен, поэтому рассмотрение проекта, даже если его все-таки удастся «продвинуть», может занять очень много времени, которое, как известно, дорого. Также не следует забывать и о том, что финансовый инвестор предпочтет продать бизнес кому-либо другому при первой же удобной возможности.
Особого подхода в кризисной ситуации требует привлечение акционерного капитала. В нынешних условиях рассчитывать на такие виды финансирования, как MBO и IPO, нереально, поэтому выбор остается между стратегическими и финансовыми инвесторами. |
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Борис Покровский, управляющий директор ГК «Финематика»:
– Важно понимать, что при работе с институциональным финансовым инвестором (фонды прямых инвестиций) необходимы полная открытость и прозрачность при предоставлении информации по компании – малейшее несоответствие и неточность в данных будут трактоваться в пользу покупателя, существенно снижая возможную продажную стоимость, а также существенно увеличивая риск срыва сделки. Кроме того, бизнесу надо быть готовым к работе по международным стандартам корпоративного управления (private equity), что не всегда удобно и возможно в условиях кризиса – к примеру, на время проведения процедуры due diligence (тщательная проверка приобретаемого актива), которая может занять от 1 до 3 месяцев, фонды просят «заморозить» все остальные переговоры с потенциальными инвесторами. Это оправданно с точки зрения фонда (который несет существенные издержки при проведении due diligence), однако совершенно неприемлемо для предприятия, находящегося в кризисе, для которого дорога каждая минута. Одним из вариантов избежать «ловушки эксклюзива» является предоставление предприятием гарантий фонду по оплате его издержек на due diligence в случае продажи другому инвестору – это позволит продолжить работу с фондом (обычно такие условия принимаются), а также не сократит количество текущих потенциальных инвесторов в проработке.
Елена Агеева, финансовый директор компании «Голдер-Электроникс»:
– К сожалению, все финансисты, работающие в реальном секторе, вынуждены констатировать тот факт, что, с одной стороны, получать банковские кредиты стало все сложнее, а с другой стороны, сети требуют увеличения сроков оплаты товара, и многие покупатели-контрагенты перестают платить в срок. Наши взаимоотношения с дебиторами сейчас строятся на основе следующих принципов:
более жесткий подход к клиентам при установлении им кредитных лимитов (при работе на условиях отсрочки платежа). Оценивается платежная дисциплина клиентов в предыдущие периоды (отсутствие у них в прошлом просроченной дебиторской задолженности), также анализируется информация, которая есть о клиенте во внешнем окружении (приближение даты выплаты купонного дохода по облигациям или окончание срока действия кредитной линии – сейчас высока вероятность невозобновления кредита даже вполне добропорядочному заемщику);
к действующим договорам готовятся дополнительные соглашения, оговаривающие штрафные санкции за каждый день просрочки, а также вводятся дополнительные премии за досрочные платежи.
Ни для кого не секрет, что при работе с сетями у поставщика возникают обязательства по выплате премий за достижение оборота, процентов за централизованную доставку и если раньше такие расходы оплачивались «живыми деньгами», то сейчас мы стараемся все больше практиковать механизм зачета взаимных требований и таким образом уменьшаем и дебиторскую, и кредиторскую задолженности. В случае если покупатель не имеет возможности расплатиться по своему долгу, то мы применяем процедуру новации долга, что позволяет восполнить свои потери путем получения какого-либо имущества, пригодного для реализации.
За последние 3 месяца ситуация на рынке изменилась очень существенно. Многие банки сокращают выдачу кредитов под залог товара или повышают ставки. Сейчас это даже не кризис ликвидности, а кризис доверия. Банкам трудно оценить стабильность бизнеса потенциального заемщика и проще отказать. Но если бизнес прозрачный, стабильный, демонстрирующий положительную динамику в росте оборотов и показателях рентабельности, а соотношение собственных и заемных средств в разумных пределах, то получить кредит вполне реально.