Нам разведка доложила точно...

Утверждена новая процедура выдачи разрешений на добычу полезных ископаемых
| статьи | печать
Нам разведка доложила точно...

Постановлением Правительства РФ от 27.11.2008 № 897 утверждено Положение о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения (далее – Положение). Этот документ заменит своего «предшественника» со столь же громоздким, но не идентичным названием. Наша задача – разобраться в причинах появления нового нормативного акта и выявить особенности процедуры, ожидающей потенциальных недропользователей.

 

Не только «по морю», но и «по суху»

Документ, утрачивающий силу с началом действия Положения, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.01.2005 № 27 и именовался Положением о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения.

Уже из сопоставления наименований обсуждаемых документов можно сделать вывод об изменении сферы применения устанавливаемых Правительством РФ правил получения от него разрешения на пользование недрами. Если ранее речь шла только о «морских» участках недр, то Положение распространяется на правоотношения, связанные с разведкой и использованием участков недр федерального значения.

Это связано с тем, что в 2008 г. были внесены существенные изменения в Закон РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон) Так, ст. 10.1 Закона установлено, что основанием возникновения права пользования участками недр является решение Правительства РФ, принятое, в частности, при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на приравненном к данной категории участке в результате открытия такого месторождения недропользователем, проводившим работы по геологическому изучению недр указанного участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения.

Согласно этой же статье приведенные положения не распространяются на случаи, когда работы проводились в соответствии с государственным контрактом.

 

СПРАВКА

Из ст. 2.1 Закона в редакции от 29.04.2008 № 58-ФЗ, в частности, следует, что к участкам недр федерального значения относятся участки:

  • содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель оттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;
  • расположенные на территориях субъектов РФ и содержащие определенного объема запасы нефти, газа, коренного золота, меди;
  • внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа России;
  • при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны и безопасности.

 

Дистанция от разведки до добычи

Как и прежде, соответствующее заявление следует подавать в Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).

Указанный в п. 3 Положения перечень необходимых документов не претерпел существенных изменений. Однако следует отметить необходимость представления перечня лиц, входящих в одну с пользователем недр группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, по форме, утвержденной Федеральной антимонопольной службой. При этом такая группа определяется в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В данном случае следует обратиться к ст. 9 этого правового акта, содержащей определения 14 различных групп.

А вот схема согласования изменилась. Прежде всего обратим внимание на появление в этой схеме новой инстанции – Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ).

Из п. 4 Положения следует, что Роснедра в течение 3 дней с даты получения заявки и оговоренного пакета документов направляют их копии в ФАС РФ, которая рассматривает данные копии и в 20-дневный срок направляет информацию по результатам рассмотрения вышеуказанному ведомству. При этом оговаривается, что в случае необходимости «антимонопольщики» вправе запросить у недропользователя дополнительные материалы и сведения, уточняющие представленные документы. В этом случае срок подготовки информации может быть увеличен на 15 дней.

Согласно п. 5 обсуждаемого документа Роснедра рассматривают заявку и документы в 30-дневный срок с даты их получения. Далее вновь следует оговорка, аналогичная вышеуказанной, о возможности продления «раздумий» с увеличением срока на 20 дней.

Почему же Правительство РФ не удосужилось уточнить, какая «необходимость» имеется в виду и какие именно «дополнительные материалы и сведения» могут запрашиваться? Заметьте, в данном случае речь не идет о несоответствии представленных документов перечню, приведенному в п. 3 обсуждаемого документа. В результате чиновники вновь получили «законное» основание «поволынить»!

По результатам рассмотрения Роснедра готовят проект решения Правительства РФ о предоставлении права пользования участком недр или мотивированный отказ в приеме заявки. Такой отказ может последовать, если:

  • заявка подана с нарушением установленных требований;
  • пользователь умышленно представил о себе неверные сведения или не представил и не может представить доказательства того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
  • не будут соблюдены антимонопольные требования в случае предоставления права пользования недрами.

Подготовленный проект решения Правительства РФ подлежит согласованию с Минобороны РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ, Росрыболовства (если участок недр – «морской»), Минэнерго РФ (если участок содержит месторождение углеводородного сырья).

Если «силовики» дали добро, то Роснедра готовят проект еще одного документа – условия пользования участком недр с учетом предложений пользователя, который включается в пакет документов, подлежащих согласованию.

Из п. 9 Положения следует, что Минобороны РФ и ФСБ РФ могут отказать в согласовании проекта в связи с возникновением угрозы обороне страны и безопасности государства, если пользователь является юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором. При этом обсуждаемый документ почему-то не уточняет срок согласования с этими ведомствами.

Что касается остальных ведомств, то они могут «держать у себя» документы с учетом возможного продления срока от 10 до 60 дней. В этом непростом процессе согласования Федеральному агентству по недропользованию отведена роль организатора – оно передает документы из одного ведомства в другое.

Последней инстанцией является Минприроды РФ, куда Роснедра передают проекты решений о предоставлении права пользования участком недр и документы, не прошедшие согласования. В отношении «неудачников» данное министерство готовит проекты решений об отказе в указанном праве.

Заключительной стадией процедуры является передача Минприроды РФ проектов решений в Правительство РФ.