В редакции прошла интернет-консультация на тему «Применение Закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Налоговые льготы для предприятий с работающими инвалидами. Установление инвалидности». На вопросы читателей ответили специалисты Минздравсоцразвития России и ФНС России.
В. Шаронова, консультант отдела по вопросам инвалидов Минздравсоцразвития России
Ребенку в возрасте 8 лет в связи с травмой глаза в июле 1996 года была установлена инвалидность. Из-за травмы один глаз полностью не видит, на другом – зрение постоянно снижается. На невидящий глаз сделано 8 операций, на видящий – 1 операция для предотвращения дальнейшего падения зрения.
В ноябре 2005 года инвалидность сняли, а в январе 2006 года планируется еще одна операция. Правомерно ли снята инвалидность? (г. Янаул, Башкортостан)
Согласно современной концепции инвалидности, основные положения которой содержатся в Федеральном законе от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидность устанавливается гражданам в том случае, если имеющиеся у них стойкие нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводят к ограничению жизнедеятельности (полной или частичной утрате способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью) и требуют мер социальной защиты.
Таким образом, сами по себе последствия травмы не Являются основанием для установления инвалидности, если они не приводят к ограничениям жизнедеятельности и не вызывают необходимости осуществления мер социальной защиты.
При этом важно подчеркнуть, что решению об установлении или об отсутствии инвалидности при последствиях травмы, в том числе при слепоте одного глаза, предшествует разработка инвалиду индивидуальной программы реабилитации. Ее целью является восстановление или компенсация способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. В случае эффективности проведенных реабилитационных мероприятий (реализована возможность получения образования, профессии, обеспечена трудовая адаптация и др.) при очередном переосвидетельствовании инвалидность может быть не определена.
В связи с этим представленных данных, отражающих только медицинские аспекты, недостаточно, чтобы высказать мнение о том, правильно ли снята инвалидность.
Право принимать экспертные решения на предмет установления инвалидности в соответствии с вышеназванным Законом принадлежит федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы, к которым относятся главные бюро медико-социальной экспертизы по субъектам РФ, имеющие филиалы – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, и Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, расположенное в г. Москве.
В соответствии с действующим порядком гражданин в случае несогласия с решением бюро медико-социальной экспертизы города или района может обжаловать его в главное бюро медико-социальной экспертизы по субъекту РФ путем подачи соответствующего заявления непосредственно в бюро, в котором проводилась медико-социальная экспертиза, или в главное бюро.
Заключение главного бюро может быть обжаловано в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, решение которого является окончательным на ведомственном уровне.
Кроме того, решение учреждений медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством РФ.
Решением главного бюро МСЭ инвалиду была установлена III группа инвалидности и первая степень ограничения способности к трудовой деятельности. Индивидуальной программой реабилитации (приложение к Приказу МЗ РФ от 29.11.2004 № 287) в показаниях о доступных условиях труда указано: «Противопоказан тяжелый физический труд, может работать массажисткой с уменьшением объема производственной деятельности».
Что означает уменьшение объема производственной деятельности? Какие действия должен предпринять работодатель? Работнику-инвалиду предложен сокращенный рабочий день, от которого тот отказывается (г. Ангарск)
Производственная деятельность в полном объеме предполагает полный рабочий день, полную рабочую неделю и выполнение норм выработки не менее чем на 100 процентов (п. 6 Приложения № 1 к Постановлению Минтруда России от 18.07.2001 № 56).
Следовательно, уменьшение объема производственной деятельности предполагает сокращение продолжительности рабочего времени и соответственно нормы выработки.
Статьей 94 Трудового кодекса установлено, что для инвалидов продолжительность ежедневной работы не может превышать количество часов, указанных в медицинском заключении.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Таким образом, работодатель обязан установить инвалиду продолжительность ежедневной работы в соответствии с заключением учреждения медико-социальной экспертизы.
Учитывая изложенное, полагаем, что инвалид, отказавшийся от работы на условиях неполного рабочего времени в соответствии с заключением учреждения медико-социальной экспертизы, может быть уволен по инициативе работодателя в установленном порядке согласно п. 3а ст. 81 ТК РФ (в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением).
В результате автокатастрофы пассажирского автобуса, произошедшей 13 мая 2005 года, моя мать попала в реанимационное отделение краевой больницы, где она и находится по настоящее время с диагнозом перелом позвоночника в грудном отделе и разрывом спинного мозга.
2 декабря родственникам выдали справку об установлении инвалидности, в которой указана причина инвалидности – общее заболевание. Правильно ли это, ведь до аварии моя мать была здорова? Почему не указывается причина – травма? (г. Хабаровск)
При установлении формулировки причины инвалидности учреждения медико-социальной экспертизы руководствуются разъяснением Минтруда России от 15.05.2003 № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 № 317), утв. Постановлением Минтруда России от 15.05.2003 № 17 (далее – Разъяснение).
Согласно Разъяснению федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя формулировки, предусмотренные законодательством РФ.
Причина инвалидности с формулировкой «травма» действующим законодательством не предусмотрена, в связи с этим она не нашла своего отражения в Разъяснении.
Согласно п. 3 Разъяснения в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в настоящем Разъяснении, причина инвалидности устанавливается с формулировкой «общее заболевание».
С учетом изложенного причина инвалидности с формулировкой «травма» не может быть установлена.
После перелома шейки бедра мне вставлен эндопротез. Какую группу инвалидности мне присвоят (с правом работы или без) и на какие льготы я смогу рассчитывать? (г. Уфа)
Согласно п. 14 Положения о признании лица инвалидом, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.96 № 965, основанием для признания лица инвалидом Являются три фактора.
1. Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
2. Ограничения жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью).
3. Необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.
Специалисты учреждения, осуществляющие медико-социальную экспертизу для установления инвалидности, оценивают степень ограничения жизнедеятельности после рассмотрения клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица, его личного осмотра и коллегиального обсуждения полученных результатов.
В зависимости от степени нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности III, II или I степени или без ограничения способности к трудовой деятельности.
Таким образом, в рамках действующего законодательства при установлении инвалидности проводится многофакторная оценка состояния здоровья гражданина и ограничений его жизнедеятельности. При этом оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.
Само по себе повреждение здоровья (заболевание, травма или дефект) не является безусловным основанием для установления инвалидности.
Поскольку в представленных данных отражен только медицинский аспект, высказать мнение о том, будет ли установлена инвалидность, в данном случае невозможно.
О. Хритинина, советник налоговой службы РФ III ранга
ЗАО «Диапазон» является организацией, использующей труд инвалидов, численность которых более 50%, а их доля в фонде оплаты труда составляет более 25% от ОФОТ. Предприятие имеет льготу по налогу на имущество согласно п. «и» ст. 4 Закона РФ «О налоге на имущество» и согласно п. 7 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 в ред. от 24.11.2004.
Предприятие имеет отдельно стоящее здание, которое сдается в аренду, и комплекс зданий, огороженных забором, который состоит из административного и производственных зданий. Часть площадей этого комплекса тоже сдается в аренду.
В 2005 году предприятие пользовалось льготой по налогу на имущество в размере 100%. С 2006 года эта льгота согласно Закону г. Москвы в ред. от 26.01.2005 будет распространяться только на имущество, используемое в производственных целях.
Может ли предприятие пользоваться льготой по налогу на имущество относительно административного здания? (г. Москва)
Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий предусматривались налоговые льготы по налогу на имущество предприятий, отмененному с 1 января 2004 года. На смену этому налогу пришел другой имущественный налог – налог на имущество организаций. Налоговые льготы по нему устанавливаются как на федеральном (ст. 381 НК РФ), так и на региональном уровне.
В данном случае организация претендует на налоговую льготу, установленную подп. 7 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций», в соответствии с которым освобождаются от обложения данным налогом организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.
Причем освобождение предусмотрено только в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг. На сдаваемое в аренду (даже частично) имущество данная льгота не распространяется.
Решение же вопроса о льготировании отдельно стоящего административного здания, входящего в состав комплекса производственных сооружений, находится в прямой зависимости от порядка использования этого здания.
Если оно используется полностью для нужд обеспечения производственного процесса, то подлежит льготированию.
Если административное здание используется не только в целях обеспечения производственной деятельности, оно подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.